top of page

«Великие стройки» от невеликого ума. Как Лукашенко подложил атомную бомбу под экономику Беларуси


Павел Павлович Латушко: Заместитель руководителя Объединённого Переходного Кабинета Беларуси, руководитель Народного Антикризисного Управления, Посол

На днях так называемый министр экономики Лукашенко Александр Червяков заявил, что разработаны 7 стратегических проектов, которые призваны изменить структуру экономики Беларуси. Среди предлагаемых проектов строительство нового целлюлозного комбината, создание переработки базальтов, разработка совместно с Россией самолета.

Однако, наверное, самый масштабный среди анонсируемых проектов — это строительство в Беларуси второй атомной электростанции.

Может быть, Лукашенко уже рассчитался за первую? Может быть станция в Островце уже показала свою экономическую эффективность и целесообразность для страны?

Да нет. Всё происходит с точностью до наоборот.

Долги, которые повесил на нас Лукашенко за свои мечты о «ядерной державе» составляют 10 миллиардов долларов. То есть больше, чем по 1000 долларов долга на каждого жителя Беларуси, без учета процентов. Включая младенцев. Родился в Беларуси — и с самого рождения уже должен. Такой вот детский капитал наоборот в «ядерной державе» Лукашенко.

Причем рассчитываться по долгам за БелАЭС перед Россией Лукашенко еще даже не начинал. А вместо этого, он может взвалить на страну еще несколько миллиардов нового долга — за новую АЭС.

А денег нет от слова совсем. Настолько, что на днях Лукашенко стал говорить о срыве Росатомом сроков запуска БелАЭС в эксплуатацию и, соответственно, необходимости компенсации.

Тем временем, апрель 2024 года, на который Россия перенесла старт выплат по долгам за БелАЭС, всё ближе. Без учета процентов, уже нужно где-то искать более 650 миллионов долларов выплаты за первый год, учитывая, что кредит был выдан на 15 лет. А где их искать, когда их нет?

И не предвидится. И при этом Лукашенко готов ввязаться в очередную «великую стройку», очевидно, от совсем невеликого своего ума.

Безумие такого прожектёрства диктатора и его окружения поражает. С какой стороны на это не посмотри. Во-первых, безопасность. Первая станция построена с многочисленными нарушениями и инцидентами, они даже умудрились уронить корпус ядерного реактора первого энергоблока при монтаже в 2016 году. В 2020 – повредили танкер системы аварийного охлаждения. В 2022 году были обнаружены трещины в верхних швах корпуса реактора первого блока. И это только то, что известно.

БелАЭС представляет собой реальную угрозу для Беларуси, для наших граждан, а также — для наших соседей.

То есть Лукашенко уже заложил «атомную бомбу» замедленного действия на западе Беларуси, теперь собирается заложить такую же еще и в восточной — новую АЭС планируют возводить в Могилевской области.

Второй аспект — экономическая целесообразность. С экономической точки зрения даже первая АЭС имела смысл только при продаже значительной части электроэнергии в страны Балтии, в ЕС. Но Лукашенко сам поставил крест на этих планах.

В свою очередь, сама Беларусь не нуждается в таком количестве энергии, сколько производит и может производить Островецкая АЭС. При двух работающих энергоблоках внутренний рынок просто не в состоянии потребить весь объем электроэнергии. А экспортировать ее некуда. То есть об окупаемости «великой стройки» Лукашенко говорить вообще не приходится. По подсчетам специалистов производство невостребованной энергии на новой АЭС может составить порядка 90%.

И нет никаких оснований, что может что-то измениться в сторону роста потребности в энергии, тем более в таком объеме. Вся мировая экономика в целях роста эффективности естественно направлена на сокращение энергозатратности. Ключевую роль в ней все больше начинают играть энергоэкономичные высокие технологии и сфера услуг, а не энергозатратные промышленность и сельское хозяйство уровня столетней давности, которые занимают значительную долю, то есть более половины, только в экономиках стран третьего мира. Впрочем такой же страной третьего мира видимо видит Беларусь и Лукашенко.

В-третьих, атомная станция, как обещали нам Лукашенко и его чиновники так и не принесла никакого удешевления энергии ни для граждан, ни для предприятий. Наоборот, тарифы на электроэнергию продолжают расти. Только в 2023 году они повышались от 6 до 13% уже два раза подряд: в начале и в середине этого года. Строительство новой АЭС может привести к повышению стоимости электроэнергии еще приблизительно на 40%. При этом еще в 2020 году, эксперты оценивали стоимость электроэнергии, произведенной на Островецкой АЭС, в 2,5 раза дороже, чем та, что производилась из газа.

Кроме того, встает вопрос о судьбе уже модернизированных ранее ГРЭС, например, Лукомльской гидроэлектростанции, которая ранее производила до 30-35% всей необходимой стране электроэнергии. Ранее на модернизацию Лукомльской ГРЭС были затрачены значительные средства. После введения в эксплуатацию Островецкой АЭС, встал вопрос о необходимости дальнейшей эксплуатации этой гидроэлектростанции, так вместе две электростанции (лукомльская и островецкая) производят энергии гораздо больше, чем потребляет страна. Сейчас ГРЭС страхует энергосистему республики при временных отключениях АЭС, но существование обеих станций при их одновременной работе не имеет экономического смысла. Так где тут хоть какая-то экономическая целесообразность? Нигде. Это вообще не про Лукашенко, ведь его понимание экономики так и осталось на уровне нерадивого директора отстающего совхоза.

Когда мировые цены на газ были безумно высокими, Беларусь покупала этот самый газ у России, теперь же когда цены на углеводороды существенно упали, мы переходим с подешевевших энергоносителей на атомную энергию. В угоду соседям с Востока Лукашенко благополучно пересадил нас с российской нефтегазовой иглы на ту же российскую, но уже атомную иглу. Никакого движения в сторону энергетической независимости — только ее усугубление. А вместе с тем — подкладывание российской атомной бомбы под нашу экономику. Да что уж там — под страну в принципе.

Есть только несколько вразумительных объяснений строительства второй АЭС. Первая традиционная и очевидная — это коррупция. Лукашенко и его окружение видимо находятся в доле с российскими госкорпорациями и чиновниками, раз так рьяно готовы проталкивать заведомо провальные и экономически нецелесообразные проекты.

Вторая причина — атомная станция нужна России как инструмент давления, наращивания военной угрозы в отношении Европы, как орудие шантажа западных соседей, а также закрепления своего контроля над Беларусью. И Лукашенко в данном случае — только послушный исполнитель воли своих кремлевских хозяев.

Ну и третья причина — это болезнь любой огосударствленной экономики с ее тягой к мегапроектам и экстенсивному росту — то есть росту количественному, в ущерб интенсивному росту — то есть качественному. В такой экономике, которую выстроил Лукашенко, предприятия работают не ради прибыли и улучшения качества жизни людей, а ради выполнения плановых показателей чиновников.

Вместо совершенствования существующего производства в соответствии с потребностями спроса и вызовов времени, в таких системах предпочитают ради количественного роста просто расширять действующие производства, невзирая на реальную экономическую потребность. Строительство второй АЭС находится в той же логике. К уже имеющейся неэффективной и по сути абсолютно ненужной Беларуси станции Лукашенко хочет добавить еще одну.

Строящаяся АЭС позволяла добавить в статистике несколько процентов роста к ВВП. И теперь чтобы сохранить этот рост ради роста нелегитимные власти запланировали построить вторую атомную станцию. Так когда-то было в СССР, где в условиях вечной мерзлоты, в нелюдимой тайге, степи или пустыне, с помощью дармового труда комсомольцев, солдат и заключенных рыли каналы, строили дороги, по которым никто потом не ездил и не плавал. Итог такой бездарной экономической политики известен — советская экономика рухнула, а за ней и сам Советский союз.

Похожая ситуация наблюдалась и в Китае времен так называемой «культурной революции». Например, Мао Цзедун, чтобы перегнать Америку по выплавке чугуна, заставил народ буквально в каждом дворе и обычных домашних печах плавить железо, несмотря на то что сама экономика Китая не нуждалась в таком его количестве, впрочем как и не было спроса на низкокачественный китайский чугун за пределами Поднебесной.

Позже китайские коммунисты поняли неэффективность и пагубность такой экономической системы. Лукашенко же похоже остался в той, ещё коммунистической экономической парадигме.

Выход из которой только один: отказ от загнивающего — нет, не Запада — а режима Лукашенко, и уже сделанный в 2020 году выбор граждан Беларуси в пользу свободы, в том числе — свободы экономической.

Commentaires


bottom of page