22 февраля ожидается рассмотрение Советом ЕС новых санкций в отношении режима Лукашенко — в связи с ситуацией в Беларуси и причастностью режима к российской агрессии против Украины. Каких решений стоит ожидать?
Это очень важный вопрос, ведь в течение нескольких недель накануне принятия новых ограничительных мер, активно обсуждается вопрос об исключениях для беларуского калия, в отношении которого с 2021 года действуют санкции ЕС. Также против Беларуской калийной кампании действуют санкции США, а Литва на уровне национальных санкций запретила транзит беларуского калия по своей территории и закрыла для режима Лукашенко возможность использовать Клайпедский порт.
Так главная экспортная отрасль режима Лукашенко столкнулась с огромными проблемами — производство калия в Беларусь упало на 60%, а экспорт — на 50%. Неудивительно, что все силы лоббистов режима брошены на то, чтобы добиться снятия этих санкций.
Первая серьезная попытка была предпринята весной прошлого года при посредничестве Генсека ООН Антониу Гуттериша — тогда Лукашенко рассчитывал на снятие калийный санкций в обмен на транзит украинского зерна через территорию Беларуси. Но официальный Киев от «услуг» Лукашенко отказался, что абсолютно неудивительно — ведь беларуский диктатор является ключевым союзником России и соучастником развязанной ею войны против Украины.
Именно с территории Беларуси 24 февраля 2022 года началось российское вторжение в Киевскую область. Именно помощь Лукашенко, обеспечившего российским войскам полный доступ к необходимой инфраструктуре и пропустившего их через беларуско-украинскую границу, сделала возможной «Бучанскую резню» — массовые убийства мирных жителей Киевской области, фактический геноцид, кадры которого шокировали весь цивилизованный мир.
Да, наступление русских на Киев в итоге провалилось, но это никак не изменило поведение Лукашенко, который в течение всей войны продолжает оказывать России всю необходимую поддержку — материально-техническую, инфраструктурную, медицинскую. С территории Беларуси по Украине было нанесено около 800 ракетных ударов. Лукашенко снял с консервации и передал России огромное количество военной техники и боеприпасов. Промышленность Беларуси сегодня фактически встала на военные рельсы и обслуживает российский ВПК. И здесь же, в Беларуси, на непрекращающихся военных учениях вместе с беларускими тренируются российские военные и формируются ударные группировки.
Единственная «заслуга», которую ставят Лукашенко, заключается лишь в том, что сама беларуская армия пока еще не перешла границу и не вступила в войну против Украины напрямую. И похоже, что этой «заслугой» он активно пытается воспользоваться вновь, чтобы добиться так необходимых ему исключений по калию в новом пакете санкций ЕС…
С целью ослабления санкций лоббисты режима снова запускают старую «шарманку» под названием «Лукашенко — гарант независимости Беларуси». В условиях войны они пытаются продать эту историю под видом «сопротивления Лукашенко давлению Кремля». Якобы, если прекратить давление на Лукашенко, ослабить против него санкции и вернуть ему «пространство для маневра» — он сможет «вырваться из объятий Кремля» и гарантировать невступление своей армии в войну по земле.
При этом, однако, они напрочь забывают, что первые по-настоящему жесткие санкции, включая санкции в отношении беларуского калия, были введены задолго до начала войны. Даже массовые репрессии и террор, которые развязал Лукашенко после проигранных им выборов в 2020 году, не побудили Запад сразу действовать жестко. А последующих преступлений — принудительной посадки самолета Ryanair и миграционного кризиса на границах с ЕС — Лукашенко попросту мог не совершать.
Но он шел на все новые санкции абсолютно сознательно. Как и абсолютно сознательно все 30 лет своего бессменного правления он углублял интеграцию с Россией, заключая с ней одно угрожающее суверенитету Беларуси соглашение за другим и создавая так называемое Союзное государство, мечтая однажды его возглавить. Да, именно так. С первых же дней своего прихода к власти в Беларуси, Лукашенко всегда мечтал о Кремле.
Никакие санкции не толкали его к тому, чтобы раз за разом, с каждым новым соглашением, сдавать все больше суверенитета Беларуси в пользу России. Это выдуманный его же политтехнологами и дипломатами миф, созданный лишь для того, чтобы раз за разом позволять Лукашенко уходить из-под санкций — и продолжать оставаться у власти и дальше торговать беларуским суверенитетом.
И тем более никакие санкции не толкали диктатора к тому, чтобы по завершению совместных с Россией военных учений в 2022 году, открыть для российской армии границу и помочь ей осуществить вторжение в Украину. Или кто-то верит, что в противном случае Россия прорывалась бы в Украину через Беларусь с боем? Воевала бы с беларуской армией? Нет. Без добровольного согласия и полного содействия режима Лукашенко вторжения с беларуского плацдарма просто бы не случилось. А возможно — не случилось бы никакого вторжения в принципе.
Нарратив о «сопротивляющемся Кремлю Лукашенко» — насквозь лживый. И тем более лживый нарратив о том, что с режима Лукашенко нужно снять санкции или хотя бы ослабить их для того, чтобы «оторвать его от России».
Кто из лоббистов этой идеи может уверенно заявить, что полученные от ослабления санкций ресурсы Лукашенко не продолжит направлять на обслуживание российского ВПК? Кто гарантирует, что «беларуский офшор» в принципе не будет работать на Россию, работать на войну? И тем более, кто гарантирует, что «освобожденный» от санкций режим Лукашенко выпроводит из Беларуси российские войска и военные объекты? Ответ очевиден — никто. Потому что пока существует режим Лукашенко — этого никогда не произойдет.
Но давайте пофантазируем. Лукашенко действительно хочет оторваться от России и вывести Беларусь из-под санкций? Все карты прямо сейчас находятся в его руках — это:
Прекращение репрессий и освобождение всех беларусов, осужденных по политически-мотивированным приговорам.
Прекращение соучастия в войне и материально-технического, инфраструктурного, производственного и иного обеспечения военного агрессора — России.
Вывод из Беларуси всех российских войск и военных объектов, прекращение совместных учений и обучения российских войск на территории Беларуси. Аргументы о имеющихся у него договорах с Россией не выдерживают здесь никакой критики. Действие любых договоров, противоречащих государственным интересам, могут и должны быть попросту приостановлены.
Проведение новых, свободных и прозрачных выборов без кандидатуры Лукашенко под наблюдением миссии ОБСЕ и независимых наблюдателей.
Все это Лукашенко, как «гарант суверенитета» может сделать хоть завтра, если он таковым является. И для этого никаких предварительных условий в виде снятия санкций не требуется. Снятие санкций — это последствие реализации данных мер, но никак не наоборот.
Несостоятельность нарратива о «гаранте суверенитета» — налицо. Лоббисты послабления и снятия санкций с режима Лукашенко безусловно понимают это. А потому, в надежде добиться сегодня исключений для беларуского калия (а это ключевой экспорт режима Лукашенко), они пытаются разбавить один лживый нарратив другим. А именно тезисом — об «угрозе продовольственной безопасности».
Вот только и он не имеет никакого отношения к реальности. Десятый месяц подряд снижается среднее значение мирового индекса продовольственных цен и никаких тенденций к тому, что оно начнет расти попросту не наблюдается. Третий месяц подряд падают и мировые цены на одну из ключевых зерновых культур — пшеницу.
Может быть растут цены на удобрения? Нет. Кто-то попытается спекулировать оптовыми ценам. Но они — не показатель, а лишь котировки, которые давно не обновлялись. Зато, если мы посмотрим на розничные цены для сельхозпроизводителей, очищенные от спекулянтов — мы увидим, что средняя розничная цена калия падала с конца октября 2021 года.
Это факт — калий Лукашенко не спасет никаких голодающих, не спасет ничьих жизней. Но может их отнять. Потому что платить за беларуский калий — равно платить Лукашенко за репрессии, убийства и террор в отношении беларусов. Платить за беларуский калий — равно платить Лукашенко и Кремлю за войну против Украины.
Кто в своем уме может быть в этом заинтересован? Ответ очевиден — только тот, чьи интересы совпадают с интересами Лукашенко.
Первый и главный интересант — Россия. Режим Лукашенко целиком обеспечивает ее интересы в Беларуси, но в условиях действующих санкций дорого ей обходится. А потому высвободить огромные деньги для его существования через снятие санкций с калия — это отличное решение для Кремля.
И тем более для Кремля важно не допустить гармонизации санкций в отношении России и режима Лукашенко за агрессию против Украины. Случись это — и для России закроется «беларуское окно», офшор, через который она получает те необходимые для себя товары, которые не может напрямую получить из-за действующих в отношении нее санкций. А в первую очередь — это продукция двойного назначения, электроника и иные товары и технологии, необходимые российскому ВПК.
Таким образом, мы приходим к простому выводу — лоббисты, работающие на ослабление санкций в отношении режима Лукашенко, работают не только и не столько на него, сколько на саму Россию.
И сегодня мы можем говорить о том, что несмотря на всю лживость и несостоятельность их аргументов, лоббисты действуют достаточно эффективно. За считанные дни до ожидаемого решения Совета Евросоюза по новым санкциям против режима Лукашенко, вопрос по исключениям для беларуского калия все еще не снят.
Выходит, интересанты применения таких исключений есть и на западной стороне. Необходимо сказать об этом прямо — среди стран-членов Евросоюза есть те, чьи бизнес-интересы совпадают с интересами режима Лукашенко, с интересами Кремля. Те, кто во что бы то ни стало хочет вернуться к business as usual с Лукашенко и с Россией тоже. Те, кто фактически готов финансово помочь обоим агрессорам и дать им возможность получить больше ресурсов для продолжения войны против Украины.
А значит — бросить вызов всем европейским ценностям, которые декларирует Европейский союз. Ценностям, которые лежат в его основе. Ведь получив желаемое, Путин и Лукашенко не остановятся на Украине, а еще более активно возьмутся за разрушение Объединенной Европы изнутри — за деньги самих же европейцев.
Наступает момент истины. Момент, когда ЕС даст прямой ответ на простой вопрос, что для него сегодня важнее: европейские ценности и будущее Европы или business as usual с диктаторами и военными агрессорами?
Калий Лукашенко — это оружие. Но от решения ЕС зависит, на кого оно будет направлено: на самого диктатора и военного преступника или на беларусов, украинцев и всех европейцев в принципе.
コメント