Тезисы выступления заместителя руководительницы Объединенного Переходного Кабинета, руководителя Народного антикризисного управления Павла Латушко
На конференции «Будущее Беларуси» в ходе дискуссионной панели — «Демократическая оппозиция в Беларуси и в изгнании — как дипломаты могут помочь».
10.01.2025, Warsaw
Неожиданно? Но объясню, почему ставлю вопрос так.
Как беларуский политик, я часто слышу вопрос о будущем Беларуси на встречах с партнерами, конференциях и т.д. Мой ответ всегда неизменен: будущее Беларуси должно быть демократическим и европейским. Это не просто желание, а вопрос стратегии — стратегии безопасности Европы, где уже идет война России и режима Лукашенко против Украины. Чем она закончится? Когда? Не думаю, что у кого-то есть уверенный ответ.
Но в воздухе висит тревога. «Безопасность» — девиз польского семестра в Европейском совете. Однако, понимание хрупкости этой безопасности, кажется не помогает Европе иметь четкую стратегию собственной безопасности.
С чего она начинается? С увеличения военных расходов? С возведения оборонительных сооружений? Сегодня это необходимо, но стратегия должна включать и превентивные меры. Да, можно просто принять войну как неизбежность и ждать ее начала. Так случилось с Украиной. Запад не принял реальных превентивных мер, чтобы не допустить полномасштабного вторжения. Речь не об умиротворении агрессора. Речь о том, чтобы действовать на опережение, ослабив агрессора до того, как он начнет атаковать.
Вспоминаю слова Президента Украины Владимира Зеленского в интервью Лексу Фридману: «Я просил усилить нас оружием, но главное — усилить нас предпосылками, чтобы не было войны. Запугайте Путина санкциями сейчас, а не после вторжения».
Услышал ли Запад? Да, но не действовал проактивно. В 2020 году мы, беларуские демократические силы, тоже призывали Запад ввести санкции против Лукашенко, запугать его. Но серьезных санкций не последовало. Для этого понадобились другие причины — чтобы террор вышел за пределы Беларусы: захват самолета, миграционная война с ЕС, а затем — участие Лукашенко в войне против Украины.
С самого начала войны мы говорим о важности гармонизации санкций против России и Беларуси. Но и эти меры не приняты в полном объеме. Почему? Неужели ЕС считает, что дать агрессорам возможность обходить санкции — это хорошая стратегия безопасности?
Санкции — это один пример. Другой — привлечение Лукашенко к международной уголовной ответственности. Литва подала обращение в МУС по ситуации в Беларуси, но поддержка этого обращения другими странами пока произошла только на словах, а не в действии. Почему? Разве игнорирование международных преступлений безопаснее, чем их пресечение?
Почему не использовать инструменты противодействия Лукашенко проактивно? Ожидание приводит к последствиям: массовый террор в Беларуси начался в 2020 году — а в 2022 году Лукашенко уже стал соучастником вторжения в Украину.
Наступил 2025 год. Он начался с председательства Польши в Европейском совете под девизом «Безопасность, Европа». Считаю, что это ключевой момент для разработки стратегии безопасности Европы. Польша, а также Литва и Латвия первыми столкнулись с последствиями террора Лукашенко и миграционной войны. Совсем рядом с Польшей, через границу, идет полномасштабная война против Украины, которая началась в том числе с территории Беларуси.
Польша и соседние страны точно осознают угрозу из Беларуси. Осознает ли ее вся Европа? Достаточно ли этого осознания, чтобы начать действовать стратегически и превентивно?
Все еще не поздно предпринять превентивные меры, которые могут сделать угрозу невозможной. Иначе мы должны признать, что в будущем ЕС видит Беларусь как страну, с которой рано или поздно придется воевать.
Как предотвратить такое будущее? Действовать превентивно.
Запугать Лукашенко. Санкции по формуле: усиление + гармонизация + жесткий контроль. Сделать режим Лукашенко экономически дорогостоящим для России и закрыть возможность для обхода санкций обоим агрессорам.
Раскол элит и транзит власти. Выдать ордер на арест Лукашенко и не признать его фальшивые выборы. Его элиты должны понять, что с ним у Беларуси нет будущего. Нужно усиливать беларуские демсилы, поддерживать созданные институты: президент-элект, ОПК, КС. Это политическая альтернатива режиму сегодня, и основа для транзита власти завтра .
Работа с беларуским обществом. Поддержка беларуского общества — это не только основа стратегии по Беларуси, но и инвестиция в будущее и безопасность объединенной Европы. беларусы, несмотря на репрессии, поддерживают демократию и противостоят войне. Мир и демократия — базовые ценности беларусов.
Это отличие беларусов от россиян, и именно это сдерживает Лукашенко от прямой военной агрессии. Важно не потерять умы людей. Для этого необходимо гораздо активнее поддерживать независимые медиа, блогеров и гражданское общество. Информационная борьба — это первая линия обороны, и инвестировать в нее нужно не меньше, чем в реальные оборонные сооружения.
Сколько стоит один танк Абрамс или Леопард, или истребитель F16 — и сколько ЕС выделяет на противодействие пропаганде Лукашенко? 5-7 миллионов евро?
Одного взгляда на карту Европы достаточно, чтобы понять, почему нужно бороться за Беларусь и ее умы. Победить в этой войне за умы гораздо лучше сейчас, чем потом побеждать в реальной войне.
Спасибо за внимание.
留言