top of page

Лукашенко задумался о смерти



Лукашенко хочет сохранить свой политический «курс» даже после ухода или смерти

Заместитель руководителя Народного антикризисного управления Артем Брухан в эфире канала «Свабода Premium» порассуждал о изменениях в системе власти, которые планирует проводить Лукашенко.

Политическая система в Беларуси остается суперпрезидентской: хотя в 2022 Лукашенко внес в Конституцию изменения, создающие формальные элементы сдержек и противовесов, именно роль «президента» остается определяющей. Внешне кажется, что система становится более коллективной, однако на практике все остается под жестким контролем Лукашенко. Придание т.н. «Всебелорусскому народному собранию» статуса конституционного органа и расширение полномочий местных органов власти выглядит скорее как усиление структуры, ориентированной на поддержание авторитарного курса, чем попытка делегировать власть реальным коллегиальным органам.

Идея «коллективного управления» и увеличение роли новых «коллективных» органов, таких как ВНС, пока лишь формальна. Речь не о реальном разделении полномочий, а скорее об укреплении вертикали власти поскольку Лукашенко совмещает две должности. Лишь теоретически можно предположить, что эти новые органы будут влиять на политику, но на деле они остаются под прямым контролем Лукашенко. Пока он жив и занимает узурпированный пост президента, ни о каких изменениях говорить не приходится.

При этом создание структур, которые должны обеспечить продолжение власти даже после ухода диктатора Лукашенко, представляет собой попытку гарантировать сохранение внутренней и внешней политической линии, а также «сплоченность» элит вокруг режима. Лукашенко фактически закладывает систему, которая могла бы продолжить его курс даже в случае его отсутствия, хотя вряд ли такие псевдоинституты смогут функционировать без его участия.

Институциализация власти, как ее понимает Лукашенко, сводится к созданию более сложной системы управления, но все еще зависимой от личной власти диктатора. Конкуренция внутри элит может возникнуть только в случае его ухода, что ставит под сомнение возможность институциализации.

Проблема заключается в отсутствии реальной демократической конкуренции и институциональной самостоятельности. Все попытки создать «коллективные» структуры сегодня остаются, по сути, инструментами для укрепления персоналистской системы. При этом на перспективу закладывается фундамент сохранения «курса» Лукашенко, даже после его ухода.

 

Commentaires


bottom of page