На конференции Новая Беларусь мы подписали протокол о взаимодействии, один из пунктов которого ожидаемо вызвал реакцию и дискуссию. Причем любопытно, что одними из первых отреагировали топ-пропагандисты режима и некоторые «независимые российские сми», вроде SOTA.
Речь идет о пункте о признании полномочий Светланы Тихановской в качестве национальной лидерки до проведения свободных и честных выборов в Беларуси или ее личного решения сложить с себя эти полномочия.
Ожидаемая реакция — «вы построили диктатуру». Или монархию. Кому как больше понравилось.
Что ж, давайте разберемся, что мы построили и зачем. И действительно ли все так страшно, как это подают.
Начнем с того, что сами обвинения в «диктатуре» или «монархии» — мягко говоря, оторваны от реальности. Ведь все перечисленное предполагает реальную власть. Но реальной властью в демсилах никто не обладает. И это очевидный факт. Над кем/над чем власть? Где ее атрибуты? Их нет. Потому что это не история о власти в демсилах. Это история борьбы с режимом Лукашенко. А для этого нужна системная альтернатива. И ее легитимное лидерство.
Необходимость наличия этого лидерства (не путаем с реальной властью, которой, как мы видим, нет ни у Светланы Тихановской, ни у институтов демсил) связана также с международной поддержкой и уровнем репрезентации той системы, которую мы построили для борьбы с режимом Лукашенко, незаконно удерживающим власть внутри страны. И лоббирования поддержки этой борьбы на международной арене.
Так вот чем выше наш уровень — тем выше эта поддержка. Отказываемся от этого, отказываемся от субъектности — и тогда режим Лукашенко становится безальтернативным вариантом, признавать начинают его. Избавиться от альтернативы, от Тихановской, от Кабинета и Координационного совета — это то, чего хочет он, и чего не можем допустить мы, если мы хотим его победить.
Принимая решение о подписании протокола о взаимодействии, ключевые институты демсил осознавали, что это будет использовано против нас, мы осознавали антипиар-последствия. Но также мы понимали, что накануне «выборов» Лукашенко, вопрос «каденции» Светланы Тихановской будет ключевой точкой атаки пропаганды и лоббистов режима для устранения созданной нами системы институтов. Что, собственно, уже и происходит. Но мы пошли на подписание протокола именно в таком виде, потому как сохранение и укрепление альтернативы режиму, ее субъектности для нас важнее зарабатывания медийных очков.
Режим Лукашенко должен понять, что мы никуда не денемся, альтернатива его режиму никуда не денется и не самораспустится, пока он существует. А свободные и честные выборы — не уйдут из повестки и никуда не денутся из списка наших требований. И страница не будет перевернута, пока эти требования не будут выполнены.
Но это не значит, что мы не готовы к переговорам с ним. Готовы. Наши условия: освобождение всех политзаключенных, прекращение репрессий и публичное заявление Лукашенко о том, что он не идет на выборы и уходит с поста главы ВНС. В этом случае мы также готовы прекратить свою политическую деятельность за рубежом и вернуться к ней уже в рамках свободного, честного демократического процесса внутри страны, в Беларуси.
Жыве Беларусь!
Павел Павлович Латушко: заместитель руководительницы Объединенного Переходного Кабинета Беларуси, руководитель Народного антикризисного управления, посол
Comentarios