top of page

Плацебо для слабеющего иммунитета Лукашенко


Павел Павлович Латушко: заместитель руководительницы Объединенного Переходного Кабинета Беларуси, руководитель Народного антикризисного управления, посол

В начале года Лукашенко подписал поправки в Закон о Президенте Республики Беларусь. Среди прочих благ новым законом проявляется особая забота об иммунитете диктатора и членов его семьи.

И, как вы можете догадаться, речь идет не о здоровье стареющего Лукашенко. Да, Лукашенко чувствует, что его иммунитет, которым по обычаю наделяются главы государств, уже не справится с последствиями тех преступлений, которые он совершил за последние три с половиной года. Поэтому диктатор решил «лечить» подобную проблему единственно известным ему способом – если сегодня нет закона, который гарантирует ему что-то, то такой закон надо придумать.

И если во взаимоотношениях с народом, находящимся в заложниках у диктатора, такой метод может быть эффективным (система, к сожалению, может пережить диктатора), то вот какую силу такой закон будет иметь за пределами Беларуси? А ведь иммунитет должностных лиц государства – это в первую очередь правовая концепция, регулирующая взаимоотношения между государствами.

Давайте рассмотрим, насколько такая мера может быть эффективной.

Согласно нормам обычного международного права, иммунитет вытекает из принципа суверенного равенства государств и предназначен для установления пределов применения юрисдикции государств во взаимоотношениях между собой. Государственный иммунитет распространяется на отдельных лиц в различных формах в зависимости от их отношения к государству, которое они представляют, главным образом для обеспечения неприкосновенности таких лиц от уголовной и гражданской юрисдикции других государств.

Лица, представляющие государство, могут пользоваться двумя формами иммунитета:

  • личным,

  • функциональным.

Функциональный иммунитет распространяется, как правило, на всех представителей государства, действующих в официальном качестве. При этом такой иммунитет не покрывает действий лица, которые совершены в личном качестве (частные действия).

Однако! В настоящее время широко признано, что международное право разработало исключения из функционального иммунитета, когда речь идет о судебном преследовании за наиболее серьезные международные преступления, такие как преступления против человечности и военные преступления, к примеру. Существуют разные теории и обоснования этого исключения, в том числе, во-первых, некоторые ученые утверждают, что обязанность осуществлять судебное преследование и воздерживаться от совершения международных преступлений составляют обязательные нормы, которые имеют приоритет над другими нормами международного права.

Во-вторых, распространенная среди экспертов позиция состоит в том, что принимая международные договоры, которые содержат обязательства по преследованию преступлений в соответствии с международным правом, государства косвенно отказываются от иммунитета своих должностных лиц, совершивших такие преступления.

Аугусто Пиночет в последние годы жизни
Аугусто Пиночет в последние годы жизни. Источник: dw.com

Эта линия рассуждений легла в основу дела Пиночета, рассмотренного Палатой лордов Великобритании, которая постановила, что функциональный иммунитет за преступление пыток был имплицитно отменен теми государствами, которые приняли Конвенцию против пыток 1984 года.

Наиболее прогрессивной позицией, имеющей широкую поддержку среди экспертного сообщества: в рамках обычного международного права появилось исключение, которое предусматривает, что функциональный иммунитет не распространяется на осуществление юрисдикции в отношении наиболее серьезных международных преступлений, таких как преступления против человечности.

Согласно принятым поправкам, Александр Лукашенко после прекращения исполнения своих полномочий будет обладать неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные в связи с осуществлением им президентских полномочий, а также в связи с этим задержан, иным образом лишен личной свободы, подвергнут следственным и другим процессуальным действиям.

Кроме того, члены его семьи (в первую очередь речь о детях), также будут обладать аналогичной неприкосновенностью.

Таким образом принятые поправки прямо содержат отсылку к функциональному иммунитету, а именно к официальным действиям, к которым по определению не могут относится те, которые связаны с совершением наиболее серьезных международных преступлений.

Поэтому данный Закон представляет своего рода плацебо для диктатора, который фактически предназначен для имитации иммунитета Александра Лукашенко, коего в реальности так и не возникло. 

В свою очередь, три наиболее высоких должностных лица государства, коими по обычаю признаются глава государства, глава правительства и министр иностранных дел, помимо функционального также пользуются личным иммунитетом. Личный иммунитет действует до тех пор, пока лицо занимает соответствующую должность, и распространяется не только на официальные, но и на частные действия. Личный иммунитет перестает применяться, когда лицо покидает свою должность или теряет свой статус, но продолжает применяться к официальным действиям, совершенным в то время, когда лицо занимало свою должность или статус.

Стоит учитывать, что в связи с некоторым признанием Александра Лукашенко в качестве лица, продолжающего контролировать систему государственного управления в Беларуси, некоторые государства могут признавать за ним право пользования привилегиями личного иммунитета. А для возможности преследования лица, обладающего личным иммунитетом, никаких исключений не существует в соответствии с действующим международным правом. Однако важно помнить, что после того как Александр Лукашенко прекратит выполнять функции руководителя режима, ни функциональный, ни личный иммунитет не будут распространяться на действия, совершенные им в бытность руководителя в личном качестве, его международные преступления в частности.

Любое государство, обладающее желанием и необходимым законодательством, будет иметь возможность привлечь Александра Лукашенко к ответственности за данные преступления в рамках своей национальной юрисдикции.

При этом члены семьи Александра Лукашенко не имеют никаких личных иммунитетов. В случае их причастности к международным преступлениям могут быть подвергнуты уголовного преследования в любой стране уже сейчас.

Вместе с этим, в настоящее время ряд государств начали допускать возможность непризнания личных иммунитетов действующих глав государств, когда речь идет о наиболее серьезных международных преступлениях. Ярким примером является недавно выданный французским судом ордер на арест действующего Президента Сирии Башара Асада за преступления против человечности.

Однако! Важно помнить, что ссылки на иммунитет актуальны только в контексте уголовного преследования в национальных юрисдикциях. Сегодня международные преступления Александра Лукашенко уже находятся в фокусе внимания Международного уголовного суда, в рамках процедур которого никаких иммунитетов просто не существует. И НАУ в этом вопросе обязательно сделает все возможное, чтобы способствовать доведению до логического финала всех необходимых процедур.

В условиях наличия ордера на арест, выданного Палатой предварительного производства Международного уголовного суда, любое государство-участник Римского Статута обязано осуществить процедуру выдачи соответствующего лица, в случае появления такого в пределах юрисдикции данного государства. И никакой закон, принятый в Беларуси, ни на что не повлияет.

Суд над Омарам аль-Башира
Суд над Омарам аль-Башира. Источник: bbc.com

В качестве примера механизма работы этого инструмента мы рекомендуем ознакомиться с судьбой бывшего Президента Судана, близкого друга диктатора Лукашенко Омара аль-Башира, который 10 лет скрывался от международного правосудия, а каждый его выезд за пределы страны сопровождался постоянными рисками ареста. Это судьба для Александра Лукашенко уже неизбежна.

А новый закон – это плацебо для диктатора от его окружения, которое возможно на какое-то время и улучшит его моральное состояние за счет самовнушения, но ни коем случае не повлияет на отсутствие у него иммунитета от международного уголовного преследования.


419 просмотров

Comentários


bottom of page