Второй месяц в центре Европы идет кровопролитная война. 24 февраля Россия напала на Украину и одним из ключевых плацдармов для нападения стала территория Беларуси.
Уже в ходе активных военных действий, 16 марта Народное Антикризисное Управление, руководителем которого я являюсь, выступило с официальным заявлением, в котором констатировало — Республика Беларусь находится под российской оккупацией, а режим Лукашенко является марионеточным правительством, полностью подконтрольным Кремлю. 17 марта аналогичную позицию озвучила Светлана Тихановская — во время выступления в Совете ООН по правам человека в Женеве.
Беларусь необходимо признать временно оккупированной территорией — такова наша единая позиция, как лидеров беларуских демократических сил. Причем вместе со Светланой Тихановской мы подчеркиваем, что этот шаг является крайне важным для остановки российской агрессии и обеспечения безопасности в регионе.
Почему подобные заявления лидеров беларуских демократических сил не прозвучали раньше?
Именно с началом войны против Украины стало очевидно, что режим беларуского диктатора Лукашенко утратил контроль над территорией Беларуси, который является важнейшим признаком суверенитета любого государства. При полном содействии и попустительстве нелегитимного правительства Лукашенко военный контроль над беларуской территорией перешел к Российской Федерации, которой это было необходимо для решения военных задач. И тот факт, что Лукашенко позволил Путину оккупировать Беларусь без единого выстрела, говорит лишь о том, что его режим не просто нелегитимен, но является несамостоятельным и марионеточным. Но это никак не отменяет самого факта такой оккупации, которую в современном мире называют гибридной и невоинственной (non-belligerent). И международное признание данного факта является отправной точкой для борьбы с ее самым страшным последствием — агрессией против Украины.
Каким образом международное признание оккупации Беларуси Россией может помочь остановить российскую агрессию?
Огромной ошибкой является убеждение, что в текущих условиях Беларусь можно рассматривать как страну, ведущую самостоятельную политику, способную сопротивляться влиянию Кремля на своей территории. Именно в этой ошибке кроется неприменение по отношению к Беларуси мер внешнего давления по аналогии с Россией. Санкции, применяемые к Беларуси сегодня — на порядок слабее, что уже привело к появлению «беларуского офшора», который позволяет Кремлю частично обходить введенные санкции, а его марионетке Лукашенко — фактически зарабатывать на войне.
И это первое противоречие, которое необходимо устранить, признав Беларусь оккупированной территорией и марионеточный статус так называемого правительства Лукашенко. Применяя санкции в отношении России и Беларуси, необходимо прекратить рассматривать обе страны в отрыве друг от друга и признать тот факт, что экономика Беларуси сегодня точно так же работает на войну, как и экономика России, и обеспечивает существование марионеточного правительства Лукашенко, которое предоставило и продолжает предоставлять Путину ключевой плацдарм для ведения войны с Украиной, а также возможность частично обходить введенные против России санкции.
Вторым важным аспектом международного признания оккупации Беларуси является создание стимула для превращения антивоенного движения беларусов в национально-освободительное — с его последующим международно-правовым признанием. К примеру, беларусы уже ведут «рельсовую войну», что ограничивает Россию в возможности использовать беларускую железную дорогу для транспортировки войск и вооружений. Однако, чтобы действия по сопротивлению оккупантам трактовались как законная борьба беларусов за освобождение, необходимо в качестве первого шага признать факт оккупации Беларуси Россией, что безусловно повлияет на решительность лидеров и участников этой борьбы.
Кроме того, в соответствии с нормами международного права, признание оккупации территории любой страны создает правовую основу, чтобы требовать у оккупантов безоговорочно ее покинуть. На текущий же момент, международное сообщество ограничено лишь возможностью требовать у Лукашенко прекратить предоставлять территорию Беларуси войскам Российской Федерации, что по сути является «пустым звуком», учитывая его подконтрольность Кремлю и несамостоятельность в принятии подобных решений. Кроме того, игнорирование факта оккупации Беларуси ограничивает цивилизованный мир и в воздействии на Россию, в том числе по вопросам о недопущении размещения на территории Беларуси российского ядерного оружия, бессрочного размещения российских военных, военно-авиационных и ракетных баз и подразделений и предотвращения иных угроз в сфере безопасности.
Таким образом, мы твердо убеждены, что признание Беларуси оккупированной территорией — это один из важнейших шагов к скорейшему прекращению войны в Украине, противодействию российской агрессии и угрозам, которые она создает во всем европейском регионе.
Пока в центре Европы действует прокремлевский марионеточный режим Лукашенко и пока в Беларуси находятся войска российских оккупантов — ни Украина, ни Европа не будут в безопасности.
Павел Латушко, Член Президиума Координационного Совета, руководитель Народного Антикризисного Управления, Посол, экс-Министр
Yorumlar