Павел Павлович Латушко: заместитель руководительницы Объединенного Переходного Кабинета Беларуси, руководитель Народного антикризисного управления, посол
Интересное наблюдение и анализ, которым я хотел бы с вами поделиться: впервые в своей истории, когда он руководит Беларусью (сейчас — узурпировав власть в нашей стране), Лукашенко принял решение о введении должности своего заместителя.
Заместителем председателя президиума так называемого Всебелорусского народного собрания (кстати, чувствуется отсылки к ЦК КПСС, к политбюро ЦК КПСС, правда?) назначен Александр Николаевич Косинец. Кто такой Александр Косинец? Это бывший ректор Витебского медицинского университета. Но, наверное, не это главное, а главное то, что он являлся председателем Витебского облисполкома.
В 2014 году он был назначен главой администрации Лукашенко. В 2016 году главой администрации Лукашенко была назначена Наталья Кочанова — бывшая мэр Новополоцка, также из Витебской области. Кто пригласил в столицу (первично на должность вице-премьера правительства Лукашенко, а в последующем на должность администрации Лукашенко) Кочанову? Сделал это Александр Николаевич Косинец.
Мы видим с вами связь: Косинец приглашает Кочанову на должность вице-премьера по социальным вопросам, в последующем Косинца снимают с должности, а на его должность становится Кочанова. Кочанова в свою очередь открыла двери для следующего представителя, назовем условно, витебской школы — Игоря Сергиенко.
Кто такой Игорь Сергиенко? Это кадровый офицер КГБ, бывший первый заместитель председателя КГБ, генерал КГБ, который в 2019 году занял пост главы Администрации Лукашенко, сменив на этой должности Наталью Кочанову. Мы видим с вами преемственность: Косинец — глава Администрации из Витебщины; Кочанова — глава Администрации также из Витебской области; Сергиенко — глава Администрации также из Витебской области.
Каждый по очереди лоббировал своего последователя. Мы видим четкую связь, что сегодня на высших должностях в стране (есть понятие высокая должность, есть понятие высшее должностное лицо — такую иерархию ввел сам Лукашенко) находятся представители витебской школы. Это председатель Палаты представителей (нижней палаты парламента Лукашенко) Игорь Сергиенко; председатель Совета Республики (верхней палаты парламента Лукашенко) Наталья Кочанова; заместитель Лукашенко на посту председателя в Всебелорусского народного собрания — Александр Косинец.
Если внимательно проанализировать Конституцию, разобраться, кто и на что имеет право, какой орган принимает те или иные решения, то даже поверхностный анализ дает основания полагать, что именно эти три фигуры могут сыграть ключевую роль в ситуации недееспособности Лукашенко, когда у него наступают проблемы со здоровьем или он уходит по тем или иным обстоятельствам в мир иной. Знал ли об этом Лукашенко, создавая такой триумвират «витебских» на главных, ключевых должностях в стране? Это вопрос, большой вопрос. На него, конечно, может ответить только сам диктатор, но мы с вами видим, что эта группа действительно получает очень серьезное влияние при возникновении чрезвычайной ситуации в стране.
Кто такой Александр Косинец? Александр Косинец — достаточно активный человек, амбициозный человек, честолюбивый человек, который, как поговаривали в мою бытность работы в правительстве, фактически ввел в огромные долги Витебскую область. Тогда на различные проекты Косинца было потрачено полмиллиарда долларов США — такие цифры назывались на заседаниях правительства. В результате вся Витебская область была погружена в долги. Я думаю, что и до сих пор эти долги существуют — они или списаны, или просто по ним Витебская область не расплатилась перед республиканским бюджетом.
Косинец хотел доказать свою успешность на должности председателя Витебского облисполкома, чтобы для него это стало ступенькой на новую должность. Я вспоминаю беседу с ним в Витебском облисполкоме. У каждого высокого чиновника рядом с его кабинетом находится комната отдыха. Так вот эта беседа состоялась в комнате отдыха Косинца в 2011 году. Тогда Косинец на протяжении нескольких часов рассказывал свое видение развития Витебской области, видение развития страны. И сделал мне предложение: он сказал, что у него есть планы стать премьер-министром страны и он предлагает мне войти в его команду. Вы понимаете мое состояние, когда я услышал это предложение: мы фактически находимся в кабинете председателя облисполкома, мы пониманием, что все эти помещения находятся под круглосуточной прослушкой КГБ да и не только — у нас всего 6 служб могут прослушивать разговоры граждан страны и иностранных граждан на территории Беларуси. Я понимаю, что если я говорю: «Да, я согласен войти в вашу команду», а именно такое предложение было сделано со стороны Косинца — значит мы выходим из этого кабинета в наручниках вдвоем в сопровождении офицеров КГБ или выхожу в наручниках я один.
Конечно, я выкрутился и сказал, что меня устраивает та работа, которой я занимаюсь в настоящий момент. Но сам факт амбициозности этого человека уже тогда был продемонстрирован. В последующем он был назначен главой Администрации. Позже мой отказ на его предложение влиял, как мне говорили, на некоторые кадровые решения в моей биографии. Но это уже, как говорится, дело прошлое, меня оно абсолютно не волнует. Так что Лукашенко назначил на эту должность очень амбициозного человека. Он прекрасно помнит о том, что, будучи главой Администрации, он брал на себя больше функций, вернее, больше полномочий, чем может взять на себя глава Администрации Лукашенко. И это явилось одной из ключевых причин, почему Косинец был достаточно быстро освобожден от должности главы Администрации. И вот сейчас Лукашенко делает его своим заместителем — первый раз в истории Лукашенко имеет заместителя.
Одна интересная история из биографии Александра Косинца. Александр Косинец занимал (еще до должности председателя Витебского облисполкома) должность заместителя премьер-министра Беларуси и являлся председателем организационного комитета международного кинофестиваля «Лістапад». Международного фестиваля, который сейчас, конечно, таковым практически не является. Косинец поставил задачу пригласить кинозвезд мирового кино на церемонию открытия кинофестиваля в Минск. Он дал поручение пригласить… Кого вы думаете?.. Шварценеггера! Это действительно правдивая история.
Проходит несколько недель и вновь собирается организационный комитет международного кинофестиваля «Лістапад». И Косинец спрашивает: «Так что там, Шварценеггер… Дал ли он согласие приехать на фестиваль в Минск?» Все начали как-то мяться, пожимать плечами, а Косинец сказал: «Вы не умеете, не можете этого сделать — так дайте мне телефон Шварценеггера, я сам его приглашу! Сам ему позвоню и сам его приглашу». Такая история. Таких историй еще может быть, конечно, очень много.
Вот такой «витебский расклад» сегодня в Беларуси. Вспоминается также история, связанная с тем, что я инициировал открытие памятника Владимиру Короткевичу в Киеве. Написал соответствующую докладную записку в Администрацию Лукашенко — тогда главой Администрации был Владимир Макей. Я получил отрицательное заключение, но я не сдавался, считая, что именно Владимиру Короткевичу важно открыть памятник в Киеве. Он закончил филологический факультет в Киевском государственном университете. Кстати, у него есть произведения, написанные на украинском языке — і гэта тая асоба, якая яднае нас, беларусаў і ўкраінцаў, і я настойліва абараняў пазіцыю, што неабходна адкрыць помнік Уладзіміру Караткевічу ў Кіеве.
После отрицательного ответа Владимира Макея я решил написать докладную напрямую Лукашенко. И мне вспоминается резолюция, которая вернулась мне от Лукашенко: «Поддержать предложение министра культуры об открытии памятника моему земляку». Владимир Короткевич родился в Орше. И Лукашенко родился в Оршанском районе. Да, мы все считаем, что он принадлежит к «могилевскому клану» или к могилевской части беларуского истеблишмента, но он действительно родился в Витебской области.
Убежден, что этот триумвират «витебских» будет иметь существенное влияние на сегодняшнюю и — главное — на будущую ситуацию в Беларуси, когда Лукашенко уже функционально не сможет управлять страной.
Павел Латушко Заместитель руководительницы Объединенного Переходного Кабинета Беларуси, руководитель Народного антикризисного управления, посол, бывший министр культуры Беларуси
Kommentare