top of page

Охота на карателя



Международное преследование


Павел Латушко, представитель Переходного Кабинета Беларуси, и юристы НАУ о международном преследовании подозреваемых в пытках беларусов.


С 2020-го года правозащитники зафиксировали в Беларуси максимум пыток в Европе за весь 21 век — более тысячи случаев.


Как наказать силовиков-садистов?


Способов три: международные трибуналы, национальная и универсальная юрисдикции. Первый способ слишком сложный и долгий (нужны годы). Второй — неосуществим в Беларуси (режим не преследует виновных). Остаётся универсальная юрисдикция. Работа в её рамках возможна как на международном, так и национальном уровнях.


Разберём первый уровень и представим стратегию от наших юристов.


Итак, главное юридическое обоснование преследования — статья 5 Конвенции против пыток. Использовать её сложно: режим не выдаёт виновных странам, где в теории готовы применить документ.


Даже если преступник окажется в такой стране, должно совпасть много факторов. Вот главные из них:

  • потерпевший опознал подозреваемого;

  • находится в той же стране, что и подозреваемый;

  • потерпевший не боится заявить о преступлении;

  • находит готового взяться за дело адвоката, составляет заявление о возбуждении дела и передает правоохранителям;

  • в полиции и прокуратуре делу дают ход в тот срок, когда подозреваемый ещё в стране.

Но можно поставить более реальную цель: добиться международного розыска подозреваемого. Плюсы такого решения:

  • нет срока давности;

  • подозреваемый не сможет выехать из Беларуси и, возможно, России (в отличие от санкций, когда доступны все регионы, кроме США и ЕС) и рискует быть задержанным Интерполом;

  • присутствие подозреваемого в стране возбуждения дела не является необходимым

  • задокументированных данных о пытках достаточно;

  • бессрочность обвинений будет стимулировать выдать виновных для снятия санкций с Беларуси.


Солидарность демократий


Разберём второй инструмент — уголовное преследование в отдельных странах, например, если подозреваемые окажутся на их территории.


Насколько это реально?


Германия и Испания уже имеют в своей судебной практике удачные примеры правосудия в универсальной юрисдикции, в рамках которой рассматривают и дела о пытках. Великобритания перспективна, так как ее правовая система позволяет подавать заявления в универсальной юрисдикции без наличия у потерпевшего или подозреваемого тесной связи с Соединенным Королевством.


Упомянутые государства подписали Конвенцию против пыток и политически признают режим Лукашенко преступным. Однако на их территории пока нет открытых уголовных дел о пытках в Беларуси.


НАУ активно консультируется с юристами и правоохранителями этих стран. Наши партнёры готовы работать с нами на преодоление административных препятствий, чтобы открыть такие дела в будущем стало проще.


Пока же наиболее реалистичным выглядит сотрудничество с Польшей и Литвой. Эти две страны наиболее активно поддерживают идею наказать виновных в репрессиях и, если с Польшей ещё требуется проработка законов, то в Литве уже есть, по крайней мере, одно открытое уголовное дело по мотивам пыток сторонников демократии беларускими силовиками.


Если Вы можете опознать кого-то из преступников, имеете какие-либо доказательства их причастности, готовы сотрудничать со следствием и дать показания в литовской полиции — свяжитесь с юристами НАУ через чат-бот: @nau_by_bot


Возможно, именно Ваше сообщение поможет объявить в розыск силовиков режима, причастных к садизму или превышению полномочий.


В качестве одного из приоритетов деятельности представителя Переходного Кабинета Беларуси Павла Латушко является уголовное преследование подозреваемых в пытках беларусов.

bottom of page