top of page

Санкции как инструмент приближения перемен


Экспертная группа НАУ ответственная за экономическое давление (экономические вопросы)

Что лучше для Беларуси – снять санкции с режима Лукашенко или снять самого Лукашенко?

Давайте зафиксируем этот вопрос. Мы дадим свой ответ в конце видео, а ваших ответов будем ждать в комментариях, если для вас это безопасно. А пока давайте разберем саму суть санкций, их основные задачи, эффект и, конечно же, их критику.

1. Что такое санкции и зачем они нужны?

Санкции являются инструментом ответственности за действия, грубо нарушающие международное право, включая нарушения прав человека, пособничество военной агрессии и иные противоправные действия.

Санкции лишают режим ресурсов (иностранной валюты, инвестиций). Санкции способствуют разбалансировке системы, скорее приближают, а не отдаляют ее коллапс.

Экономические санкции против окружения Лукашенко, бизнесов вокруг него, заставляют этих людей задуматься, а нужен ли им этот режим, который приносит больше убытков, чем доходов. Таким образом, санкции способствуют и “расколу” так называемых элит.

Кроме того, под воздействием санкций диктаторские режимы могут идти на уступки. Самый недавний пример – Венесуэла, где буквально на днях Николас Мадуро согласился на выпуск политзаключенных и проведение демократических выборов с участием оппонентов из демократического лагеря.

Да, санкции это не панацея, но это эффективная мера, чтобы заставить нарушителей международного права отказаться от расширения своих преступных замыслов.

Критики любят говорить, что санкции не свергают режимы. Но выстроенные правильно и эффективно, они создают условия для ликвидации этих самых режимов.

Санкции – это тот ресурс, который есть сегодня для того, чтобы демократические силы и наши партнеры могли разговаривать с режимом с сильной позиции. Мы должны накапливать этот ресурс и силу и в определенный момент это сработает.

2. Санкции и беларусы – наша позиция.

Мы говорим, что нужно разделять людей, беларусов, которые в большинстве против войны, против Лукашенко и диктаторский режим. И к нам наши западные партнеры в этом вопросе в целом прислушиваются.

В отношении беларусов сейчас нет тех мер, которые введены против граждан России, у которых недавно даже начали конфисковывать авто на российских номерах. Мы постоянно адвокатируем интересы беларуских граждан и стараемся избежать дискриминационных мер в отношении беларусов и беларусок по всему миру.

3. Как устроена архитектура санкций?

Архитектура санкций в отношении Беларуси, несмотря на то, что применяются даже секторальные санкции, все равно устроена так, чтобы в меньшей степени она влияла на людей.

И это связано с тем, как устроена беларуская экономика при существующем режиме, который по сути владеет и обогащается за счет самых доходных секторов. Именно поэтому мы можем говорить, что санкции в первую очередь и направлены против «кошельков» режима, сырьевого экспорта, контролируемого диктатором, а также импорта товаров и технологий военного и двойного назначения, также часто контролируемое непосредственно его мафиозным кланом.

4. Что говорят критики?

Противники санкций, однако, часто говорят, что санкции наоборот бьют именно по гражданам. Например, говорят они, на прилавках пропали многие иностранные лекарства.

Лекарства в беларуских аптеках пропадают не из-за санкций. В отношении лекарств, медоборудования, продовольствия вообще никаких санкций не было и нет.

Дело в том, что многие западные компании по собственной инициативе отказываются от сотрудничества с токсичными контрагентами из Беларуси. И в том, что происходят подобные кейсы виноваты совсем не санкции, а режим, который переносит тяжесть проблем на граждан. Компании уходят не от беларусов, а от Лукашенко. Без него международный фарм-бизнес, наоборот, гораздо активнее приходил бы на беларуский рынок.

Второй важный аспект с лекарствами заключается в том, что в Беларуси существует очень централизованная и практически монополизированная система закупок импортных лекарств. Если бы беларуский фармацевтический рынок был более конкурентным, как, например, продовольственный, проблем с лекарствами было бы меньше.

Чтобы быстро заработать, предприниматели привозили бы в Беларусь необходимые лекарства, как привозят заграничные чипсы или креветки. Но поскольку семья и приближенные диктатора практически полностью монополизировали фармацевтический рынок, то проблемы будут оставаться. И санкции тут не причем.

Также санкции не причем и в вопросе вывоза беларуских граждан из Израиля после террористического акта со стороны боевиков ХАМАС. Самолетам Белавиа, например, ничего не мешает совершать коммерческие полеты в Турцию или Индию. Тем более санкционные меры предусматривают исключения в экстренных случаях гуманитарного характера, каким данный случай и является.

Но Лукашенко и его чиновников судьба и безопасность беларусов не интересует, а вот манипулировать и подменять понятия это их излюбленный метод. Такой же пример можно привести, когда никаких санкций еще не было, но начался ковид и беларуских граждан, находящихся в различных странах, нужно было срочно эвакуировать. Однако, Лукашенко лично распорядился категорически не организовывать эвакуацию, а беларусам спасаться самим.

5. Толкают ли санкции Беларусь в Россию?

Еще один тезис противников санкций – санкции толкают Беларусь в Россию. Еще до введения каких-либо санкций, это сделал сам Лукашенко, согласившись на помощь и поддержку Путина в усмирении мирных протестов 2020 года. Беларусь в Россию толкает исключительно желание Лукашенко удерживаться у власти любыми средствами. Даже если для этого ему надо продавать суверенитет Беларуси по кускам России, стать со-агрессором в войне против Украины и превратить Беларусь в российский военный плацдарм.

То есть с таким же успехом можно утверждать, что санкции можно снять с какой-нибудь Смоленской области, чтобы оторвать ее от России. Но это популизм, который не имеет ничего общего с реальностью.

Также важно не забывать и про моральный аспект. Снять экономические санкции с Беларуси сегодня – это открыть России даже не лазейку, а огромную дыру для обхода введенных против нее санкций. У Беларуси с Россией фактически нет границы, зато есть общее таможенное пространство. В этих условиях беларуский военно-промышленный комплекс, поставленная на военные рельсы экономика в целом участвует в поддержке российской военной машины. То есть – в войне против Украины.

Поэтому мы можем утверждать, что одной из важнейших задач санкций сегодня является лишение агрессора ресурсов для ведения этой войны, для контроля над Беларусью и приближение победы Украины, которая является важным фактором для наступления демократических перемен и в нашей стране.

Так что никакие санкции не толкают Беларусь в Россию, в Россию Беларусь толкает Лукашенко. Зависимость режима от восточного соседа началась не после введения санкций, а после поражения на выборах Лукашенко.

Таким образом, мы утверждаем что экономические, также как и персональные санкции необходимо применять и расширять, необходимо гармонизировать экономические санкции, введенные по отношению к России и режиму Лукашенко. Но вместе с тем, они должны быть выстроены так, чтобы в минимальной степени отражаться на гражданах нашей страны.

6. Каковы текущие результаты нашей санкционной работы?

Благодаря работе команды НАУ, Объединенного Переходного Кабинета Беларуси, других представителей демократических сил на протяжении 2020-2023 годов существенные санкционные ограничения (финансовые, секторальные, персональные) были введены США и ЕС, в том числе отдельными странами-членами.

Помимо них санкции ввели еще 17 государств мира (Великобритания, Канада, Швейцария, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Южная Корея, Украина, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Албания, Сербия, Черногория, Албания, Косово, Тайвань).

Под санкции попали практически все ключевые экспортные отрасли экономики, контролируемые режимом (удобрения, нефтепереработка, деревообработка, табачная отрасль, ВПК), финансовая система, а также более 400 физических лиц ответственных за преступления.

Режим Лукашенко испытывает серьезные трудности. Россия, через которую идет обход санкций, как показали последние совещания Лукашенко и косвенно демонстрирует доступная статистика, не компенсирует режиму Лукашенко его потери полностью.

В частности, общий грузооборот в январе-августе 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года сократился на 40,3%. На этом фоне растут запасы готовой продукции на складах: на 1 сентября этого года они составили 8,2 миллиардов рублей. Может не так быстро и успешно как нам бы хотелось, но санкции работают.

Все чаще чиновники и различные «эксперты» говорят о необходимости отмены санкций, пугая всех различными катастрофическими последствиями: мировым голодом, военной эскалацией, заталкиванием Беларуси в Россию и т.д. Например, совсем недавно с подобной риторикой в политическом блоге Оксфордского университета отличился «независимый аналитик» Евгений Прейгерман, пропагандистскую статью которого мы недавно разбирали.

А ведь еще какие-то считанные месяцы назад режим хорохорился и рассказывал, что санкции не работают...

7. Что мы предлагаем делать дальше?

Да, санкционные меры не всегда на 100% эффективны, но это не повод от них отказываться, это повод дальше их совершенствовать.

Необходимо закрывать лазейки. Необходима полная гармонизация торговых санкций в отношении России и режима Лукашенко.

Кроме того, мы предлагаем отдавать преимущество не блокирующим санкциям на взаимозаменяемые предприятия, а более эффективным секторальным.

Мы также ратуем за введение квот в торговле западных государств с третьими странами, чтобы закрыть лазейки для обхода секторальных ограничений через них. Как максимум мы предлагаем полностью запретить транзит подсанкционой продукции через Беларусь.

Также в ЕС надо разделить процедуру наложения первичных и вторичных санкций, существенно упростив вторую. Приняв эти меры, мы сможем гарантировать, что политика санкций будет эффективной и позволит добиться максимальных потерь как для режима Лукашенко, так и его спонсора в Москве, одновременно минимизируя издержки для наших западных партнеров и беларуских граждан.

Например, уже сейчас мы добились мер по ужесточению экспортного контроля в Литве. Теперь литовская таможня требует документ-подтверждение назначения поставки от производителя, а не поставщика. Такие же предложения мы направили компетентным органам Польши и рассчитываем на их скорейшее принятие.

8. Вывод.

Наша задача – ликвидировать режим Лукашенко, а не продлить его существование и тем более сохранить. Не снять санкции с Лукашенко, а снять самого Лукашенко.

Именно поэтому мы продолжаем работу над наращиванием санкционного давления и блокированию ослабления санкций. Наряду с другой, не менее важной работой – международным уголовным преследованием представителей режима и Лукашенко лично, в том числе через выдачу ордера на его арест Международным уголовным судом в Гааге, и усилением его международной изоляции. Все это работает в том числе и на раскол так называемых «элит» – Лукашенко должен стать слишком токсичным «активом» даже для «своих».

Лоббисты и прикормленные режимом «эксперты» будут утверждать обратное – что надо дать пространство Лукашенко для маневра и, возможно, тогда он пойдет на уступки.

Мы отвечаем – пространство у него есть. Прекратить репрессии, освободить политзаключенных и мирно уйти, передав власть народу. Все санкции сразу же будут сняты, а вместо них Беларусь получит миллиарды евро от Евросоюза, в рамках экономического плана поддержки демократической Беларуси, подготовленного еще в 2021 году.

404 просмотра
bottom of page