Студента юрфака БГУ заставили на камеру признаться в дискредитации первички БРСМ. Видео опубликовали в официальном аккаунте факультета
В официальном инстаграм-аккаунте юрфака БГУ опубликовали «покаяльное» видео со студентом. В нём он якобы сознаётся в распространении сведений, порочащих администрацию и БРСМ факультета.
На камеру молодой человек назвал свое имя, фамилию, курс, а также озвучил претензии, которые возникли к нему у «активистов».
— Позволил себе публично распространять дискредитирующие сведения в отношении администрации юридического факультета, а также сведения, порочащие имидж БРСМ юридического факультета. Свою вину признаю полностью, каюсь. На основании своих ошибок рекомендую молодежи тщательно следить за тем, что, кому и в каких ситуациях они говорят, а также работать на благо нашей страны, — проговорил третьекурсник.
Беларусам этот жанр знаком давно — после 2020 силовиками были опубликованы десятки признательных видео, записанных под давлением. Новостью же является то, что теперь к таким методам прибегают и беларуские вузы, не стесняясь публиковать эти материалы в своих соцсетях.
После огласки в СМИ и комментариев от юристов студента заставили записать ещё одно видео — с призывом не привлекать внимание к этой ситуации.
Почему такие видео — это нарушение закона и пытка?
Как отметила Мария Колесова-Гудилина:
— Это прямое нарушение презумпции невиновности, когда человек вынужден в непроцессуальной форме сознаться в совершении запрещенных действий. Такое видео нарушает право не подвергаться жестокому, бесчеловечному и унижающему обращению или пыткам. Тех, кто заставляет сниматься в подобных видео, можно привлечь к ответственности по ст. 426 УК РБ.
Юрист «Вясны» Павел Сапелко отмечает, что запись подобных «покаянных» видео нарушает сразу несколько конституционных и международных норм:
— Сам процесс съемки и использование видеозаписей такого рода нарушают сразу несколько норм Конституции Республики Беларусь и Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП). В первую очередь — комплекс прав человека, задержанного по подозрению в совершении преступления, ведь именно такие люди, как правило, становятся жертвами принудительных съемок. Их права закреплены статьей 14 МПГПП и включают в себя права быть представленным защитником, не свидетельствовать против себя, знать, в чем человек обвиняется, предстать перед судом в максимально короткий промежуток времени.
Кроме того, принуждение к участию в таких роликах — прямое нарушение презумпции невиновности, когда человек вынужден в непроцессуальной форме сознаться в совершении запрещенных действий или оговорить себя в совершении преступления. Возможно, с уголовно-процессуальной точки зрения это было бы не так важно, если бы у нас был справедливый и независимый суд. Но, к сожалению, эти видео признаются доказательствами и используются для обоснования вынесенных приговоров, хотя были добыты непроцессуальным путем.
Принуждение к участию в таких роликах нарушает свободу выражения мнений, ведь это право включает в себя не только выражать свое мнение, но и не выражать его, отказаться от высказываний относительно тех или иных вопросов общественно-политического характера. А ведь очень часто людей заставляют высказаться не только относительно их поступков, поступков близких и друзей, но и в целом — по поводу поступков отдельных социально-политических групп. Кроме того, такие записи — прямое вмешательство в тайну личной жизни, потому что людей вынуждают открывать непубличные стороны своей жизни: профессиональные вопросы, материальное положение, сексуальную ориентацию и так далее.
Также видео нарушают право не подвергаться жестокому, бесчеловечному и унижающему обращению или пыткам. Ведь даже если на человеке нет видимых следов или к нему не применяли жестокие меры или пытки, мы и люди, которых заставляют сниматься, прекрасно понимаем, что отказ от съемок может повлечь это за собой.
Особый цинизм в том, что к таким методам прибегает именно юридический факультет. Место, где должны учить законам, теперь упражняется в их нарушении. Только за прошлый учебный год активистам известно минимум о 10 случаях политических репрессий на факультете.
Эти нарушения закона явно не будут расследовать при нынешнем режиме. Но хотя бы долю справедливости может вернуть распространение информации о тех, кто причастен к преступлению:
Ректор БГУ Андрей Король
Декан юрфака Андрей Шидловский
Замдекана по учебно-воспитательной работе Виктор Сухопаров
Председатель ПО БРСМ Кирилл Пономарев
Председатель Студсоюза Анна Сергеенко
Председатель профбюро Кирилл Полюхович
Проект Честный университет просит: если вам что-то известно об этом инциденте, напишите в чат-бот @honestuniver в Телеграме.
Честный университет будет добиваться, чтобы причастные к репрессиям на юрфаке оказались в санкционных списках и в дальнейшем понесли законное наказание за свои действия.
Источники публикации: Честные люди и zerkalo.io
Commentaires