top of page

Режим Лукашенко боится политической альтернативы


Михаил Кирилюк
Михаил Кирилюк Фото: НАУ-медиа

Член коалиции «Команда Латушко и Движение "За Свободу"», юрист Михаил Кирилюк прокомментировал новость о том, что против всех участников выборов в КС возбуждены уголовные дела.

«Кандидатов в КС обвиняют в нарушении 4 статей Уголовного кодекса, в числе которых особо тяжкое преступление, наказуемое минимальным сроком 8 лет, а максимально — пожизненным заключением или смертной казнью. Минимально возможный срок на каждого с учетом всех статей по правилам ч. 2 ст. 72 — 13,5 лет. Общий срок — 3 469,5 лет на всех. 

СК утверждает, что каждый из 257 участников этой невероятно огромной преступной группировки совершил (или попытался совершить) минимум четыре состава преступления:

1. Заговор с целью захвата государственной власти. Статья 357 УК. Особо тяжкое преступление, наказание включает в себя тюремный срок от 8 до 25 лет, пожизненное заключение или смертную казнь. В первой части речь идет о заговоре (от 8 до 12 лет), во второй — о захвате или удержании власти (от 10 до 15 лет). Судя по формулировкам, в первой части статьи речь идет скорее о подготовке к захвату власти. Вторая часть ст. 357 УК сформулирована так, что ее логично применять, если захват власти уже произошел. 

Трудно представить прокурора, который будет утверждать, что Координационный совет, находясь в изгнании, уже успешно захватил или удерживает власть в Беларуси, и на этом основании требует часть 2 статьи 357 УК. Однако то, что это абсурдно, не значит, что мы этого не увидим. 

Третья часть статьи — самая тяжкая, предусматривает такие исключительные меры наказания, как пожизненное заключение или казнь, в качестве условий применения называет такие последствия незаконного захвата или удержания власти, как гибель людей или убийство. На мой взгляд, данная статья подходит Лукашенко в качестве организатора, а также многочисленным сотрудникам его прокуратуры, СК, МВД и других соучастников. Они сами это хорошо понимают, что и является причиной такой нервозности, с которой они реагируют на любые инициативы, которые это разоблачают.

2. Следующий пункт обвинения — призывы к мерам ограничительного характера, статья 361 УК. Тяжкое преступление, не имеющее аналогов в международном праве, придуманное соратниками Лукашенко после того, как они нарушили ст. 357 УК и ряд других в 2020 году. Власти Лукашенко хотели бы сажать за это на срок до 12 лет. Ненасильственное преступление, наказание за которое сопоставимо с наказанием за убийство. Такие сроки свидетельствуют о том, насколько реально действенны санкции. Неловко должны чувствовать себя кандидаты в КС, которые выступают против санкций, но попали под статью. Возможно для них пришло время пересмотреть свои взгляды на то, какие методы борьбы Лукашенко распознает как настоящую угрозу. 

3. Следующая статья 361-1 УК — создание экстремистского формирования или участие в нем. Еще одно изобретение Лукашенко для борьбы с инакомыслием. Тяжкое преступление, статья в зависимости от части предусматривает наказание от полугода до 10 лет лишения свободы. Статья сформулирована неуклюже. По тексту статьи экстремизмом называют “реабилитацию нацизма". А в приложениях к статье — "преступления по мотивам расовой, национальной, религиозной, политической, идеологической вражды или вражды по отношению к какой-либо социальной группе". Использование статьи показывает, что единственная группа, интересы которой защищает эта статья УК — соучастники Лукашенко.

4. Последний пункт — содействие экстремистской деятельности, статья 361-4 УК. Тяжкое преступление, наказание до 7 лет. По этой статье в Беларуси преследуют тех, кто помогает политзаключенным. У каждого кандидата в КС есть основания для гордости. Еще не начатую работу квалифицировали аналогично как и отправку политзаключенным денег и сбор передач. Мы идем в КС именно для того, чтобы помогать политзаключенным и добиться их свободы.

В чем-то СК прав. Антилукашенковский заговор существует. И в ней участвует большинство белорусов».

 

16 просмотров
bottom of page