top of page

Транснациональные репрессии как инструмент государственного террора режима Лукашенко

Фото: НАУ-медиа
Фото: НАУ-медиа

Тезисы выступления Павла Латушки, делегата Координационного Совета и члена беларуской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы, в ходе Специального мероприятии ПАСЕ «Понимание транснациональных репрессий: риски, модели и последствия для демократического пространства Европы и ее наиболее уязвимых демократий» в ходе Зимней пленарной сессии ПАСЕ (26–30 января 2026 года)

29.01.2026

Господин  Президент, уважаемые коллеги

Сегодня я вижу своей задачей раскрыть обстоятельства экстерриториального преследования беларусов, которое, возможно, является крупнейшим примером транснациональных репрессий в Европе.

В 2020 году, после сфальсифицированных президентских выборов, режим Александра Лукашенко развернул масштабную кампанию внутренних репрессий. Ее цель, сформулированная самим диктатором, заключалась в том, чтобы «очистить» беларусское общество от всех, кого сочтут нелояльными. В течение многих лет эти действия оставались безнаказанными, что привело к десяткам тысяч арестов и заключений, а в конечном итоге — к массовым изгнаниям и дальнейшему экстерриториальному преследованию тех беларусов, которых режим считает «нелояльными».

Депортация

Согласно докладу Группы независимых экспертов ООН по ситуации с правами человека в Беларуси за 2025 год, с 2020 года страну покинули до шестисот тысяч человек. Это составляет шесть целых четыре десятых процента населения страны на тот момент.

Подавляющее большинство преследуемых были вынуждены покинуть Беларусь из-за репрессивных условий и угнетения. Группа независимых экспертов ООН подтвердила, что люди уезжали из-за обоснованного страха произвольного ареста, содержания под стражей без справедливого суда, пыток, угроз изъятия детей, а также ограничений права на труд и доступа к образованию.

Почти все жертвы, опрошенные правозащитными организациями, сообщили, что у них не было реального выбора, кроме как уехать.

Помимо создания угнетающих условий, режим активно прибегает и к прямым физическим депортациям. Ярким примером является выдворение политических заключенных. На экране вы можете видеть прямую цитату одного из пострадавших.

Я хотел бы еще раз подчеркнуть — шесть целых четыре десятых процента населения. Это немыслимая цифра, представляющая собой невосполнимую демографическую утрату для нашей нации.

Фото: НАУ-медиа
Фото: НАУ-медиа

Транснациональные репрессии

Принудительное изгнание из Беларуси не является концом страданий для преследуемых, а, напротив, становится началом транснационального преследования со стороны режима. Эти репрессивные действия затрагивают всех, кто покинул Беларусь из-за политических преследований или страха перед ними.

Как задокументировано авторитетными правозащитными организациями, масштабы транснациональных репрессий усиливаются с каждым годом и сегодня затрагивают почти всех, кто был изгнан из страны.

Примечательно, что уже в 2023 году беларусские консульства прекратили выдачу и продление паспортов, оставив сотни тысяч беларусов под угрозой фактического безгражданства, а также отказав в оформлении других важных документов, таких как доверенности, необходимые для совершения имущественных сделок. В результате преследуемые лишены возможности свободно передвигаться или получать документы, необходимые для нормальной жизни за рубежом. Сегодня мы уже можем говорить о десятках детей, родившихся без возможности получить паспорт.

Кроме того, режим развязал кампанию судебного преследования, используя заочные судебные процессы против беларусов за границей для наказания тех, кто открыто выступает против режима Александра Лукашенко. По состоянию на декабрь 2025 года власти возбудили сотни уголовных дел против беларусов в изгнании, при этом правозащитный центр «Весна» сообщает как минимум о 200 заочных судебных процессах. 

Такие процессы, как правило, проводятся с грубым нарушением международно признанных стандартов справедливого суда, а большинство независимых адвокатов вынуждены были уехать в изгнание, лишены лицензий, заключены в тюрьму или фактически заставлены молчать. Почти некому защищать обвиняемых по политически мотивированным делам. Люди постоянно вынуждены опасаться, что они включены в розыскные списки Беларуси, и сталкиваются с неопределенностью и рисками задержания или депортации при поездках. Режим не гнушается даже злоупотреблением системой «красных уведомлений» Интерпола для преследования беларусов по политическим мотивам.

Подобные процедуры часто заканчиваются драконовскими приговорами сроком до 20 лет лишения свободы — лишь за осуществление фундаментальных прав человека, за открытое противостояние преступлениям, совершаемым режимом, и за проявление солидарности и поддержки тем, кого преследует режим.

Параллельно режим делает все возможное, чтобы запугать и заставить замолчать беларусов за границей — угрожая им и их родственникам, остающимся в Беларуси, осуществляя слежку за ними за рубежом.

Создавая атмосферу страха и недоверия в беларуской диаспоре, чтобы отговорить беларусов от публичных высказываний.

Заключение

Транснациональные репрессии стали системным инструментом, используемым авторитарными режимами для преследования своих оппонентов за пределами национальных границ. Однако режим Лукашенко довел эти практики до масштаба, соответствующего определению преследования как преступления против человечности, подпадающего под юрисдикцию Международного уголовного суда. Безнаказанность стала одним из ключевых факторов, позволивших этим репрессивным практикам расширяться.

Останется ли правосудие слепым и безмолвным?


Комментарии


bottom of page