top of page

Беларусь похищает украинских детей. Это военное преступление


Беларуские оппозиционеры лоббируют в Швейцарии ужесточение позиции для международного обвинения диктатора Лукашенко. Ответственность здесь может лежать и на швейцарском Красном Кресте

Бернхард Одехналь (оригинал статьи)

«Нет, ситуация не смягчилась, — говорит Владимир Астапенко — Каждый день мы слышим о новых арестах, каждый день людей пытают. И каждый месяц мы слышим о смерти заключенных, которым отказано в медицинской помощи».

Так Астапенко описывает ситуацию в своей родной стране — Беларуси. До 2020 года 60-летний дипломат находился на службе при многолетнем президенте Александре Лукашенко. Но после того как Лукашенко сфальсифицировал выборы и жестоко подавил протесты гражданского общества, Астапенко уехал в изгнание и теперь представляет беларуские демократические силы в Брюсселе.

В. Астапенко
В. Астапенко Фото: НАУ-медиа

На этой неделе Астапенко вместе с небольшой командой отправился в Швейцарию, чтобы привлечь внимание к тому, что не только Россия, но и партнер Владимира Путина Лукашенко в Беларуси попирают ногами права человека. «На самом деле все факты налицо, — говорит Астапенко, — не хватает только политической воли на Западе и решимости действовать. Вот уже более двух лет мы взываем о помощи и призываем к реальным действиям».

В своем багаже они имеют первое комплексное исследование «Преступление против человечности в Беларуси» — это юридический анализ возможностей международного сообщества, и прежде всего Международного уголовного суда, призвать беларуский режим к ответу. По мнению Астапенко «Беларусь сегодня — это огромная тюрьма. Поэтому нам нужна поддержка обвинения Лукашенко Международным уголовным судом».

В Швейцарии беларуские оппозиционеры встречаются с представителями международных организаций в Цюрихе и Женеве. С какими именно, остается тайной. Личности членов команды Астапенко также не раскрываются, поскольку они имеют родственников в Беларуси и опасаются мести со стороны режима.

Беларусь не входит в число 123 государств мира, признающих юрисдикцию Международного уголовного суда. Но беларуские эксперты ссылаются на пример Мьянмы, где жертвы диктатуры были вынуждены бежать в соседние государства, признающие этот уголовный суд, а судьи в Гааге решили, что в отношении таких преступлений, совершенных в самой Мьянме, суд также обладает юрисдикцией. Это решение может быть применимо и к Беларуси, считает оппозиция, так как большинство жертвы Лукашенко были вынуждены бежать в Польшу или в страны Балтии.

Владимир Астапенко приводит пример гражданки Беларуси и Швейцарии Натальи Херше, которая за участие в акции протеста провела почти полтора года в беларуской тюрьме, где она подвергалась психологическим и физическим пыткам. Ей удалось выйти на свободу и она может стать свидетелем в Международном уголовном суде, говорит Астапенко: «И еще есть как минимум три жертвы лукашенковских репрессий, которые смогли бежать в Швейцарию».

Еще один повод для международного вмешательства в дела Лукашенко, по мнению демократических сил — это перемещение украинских детей в Беларусь. Установлены факты, когда украинских детей с оккупированных территорий перемещали в специальные лагеря, чтобы они стали «хорошими российскими гражданами», а затем отдавали их на усыновление российским родителям. Этому есть множество документальных подтверждений. В связи с этими депортациями Международный уголовный суд выдал международный ордер на арест Владимира Путина и его уполномоченной по правам ребенка Марии Львовой-Беловой.

Однако режим Александра Лукашенко также причастен к этим похищениям детей из Украины. «Это началось еще до войны, — сообщает бывший посол Астапенко: «В августе 2021 года около 40 детей были вывезены в Беларусь из детского дома № 1 Донецка. В течение нескольких недель они подвергались российской индоктринации, затем их отправили обратно на оккупированную территорию и оттуда — в Россию. У нас есть доказательства того, что сегодня они могут быть усыновлены российскими родителями».

После вторжения России в Украину похищения украинских детей, как утверждается, проходили несколькими волнами. Владимир Астапенко говорит о 2100 мальчиках и девочках в возрасте от 6 до 15 лет. которым в течение двух-трех недель «промывали мозги» в лукашенковской Беларуси. Следующая перевозка запланирована на сентябрь: «Украинских детей везут с оккупированных территорий в Беларусь. Это военное преступление».

Режим Лукашенко преподносит похищения как «гуманитарную акцию в пользу жертв войны», оппозиция называет это ложью. «Вместо медицинской помощи дети получают лекции от российских пропагандистов и православных священников», говорит Владимир Астапенко. Как представляется, к такой депортации причастен и Беларуский Красный Крест.

У этого серьезного обвинения есть свидетель — глава Беларуского Красного Креста Дмитрий Шевцов подтвердил в телеинтервью, что его организация была причастна к похищению. Он говорит о «реабилитационном пребывании»: в организации которого участвовал и будет участвовать в дальнейшем Беларуский Красный Крест. В ответ на это Международная федерация Красного Креста и Красного Полумесяца, базирующаяся в Женеве, выразила свою «глубокую озабоченность» в отношении позиции члена своей федерации.

Однако представитель оппозиции Владимир Астапенко также считает, что и у швейцарского Красного Креста есть определенные обязательства. До сих пор он был одним из крупнейших спонсоров беларуской партнерской организации. «Мы хотим быть уверены, что эти деньги не были использованы для финансирования нарушений прав человека. Представитель швейцарского Красного Креста подтвердил, что за последние четыре года для Беларуси выделялся бюджет в размере одного миллиона франков, еще 130 000 франков предусмотрено на 2023 год. Эти деньги предназначались для реализации совместного с беларуским Красным Крестом проекта «Услуги по уходу и заботе о пожилых и уязвимых людях на дому». Независимо от текущих событий, швейцарский Красный Крест уже принял решение об уходе из Беларуси в 2024 году.

На этот раз гости из беларуской оппозиции не имели прямого контакта со швейцарским Красным Крестом. Тем не менее, Владимир Астапенко отмечает, что работа по убеждению международных организаций только начинается, и выражает надежду, что «Швейцария тоже поможет нам предать Лукашенко международному суду».

bottom of page