top of page

Лукашенко и Россия — главные угрозы независимости Беларуси



Давайте посмотрим на Ванкуверскую декларацию и принятые резолюции ПА ОБСЕ в широком смысле.


Первое, что важно понимать: данные документы – это по сути инструмент фиксации политической реальности. А также рефлексии и выработки рекомендаций. Именно поэтому и говорят, что резолюции носят рекомендательный характер и не обязательны к исполнению.


В то же время, в содержании резолюций отражено общественное мнение – ведь принимаются они депутатами, то есть народными представителями, которых во всем цивилизованном мире выбирают, а не назначают сверху.


Отсюда мы можем говорить о том, что данные документы – это и инструмент для взаимодействия представительных и исполнительных органов, своего рода инструмент контроля работы исполнительных органов обществом и отчетности первых перед вторыми.


Ведь несмотря на необязательность к исполнению, данные документы далее по пунктам оцениваются экспертами по обозначенным направлениям. То есть это можно назвать отправной точкой экспертного изучения поднятых вопросов и проблематики, их анализа, выработки соответствующих подходов к ним. И, возможно, принятия тех или иных решений уже исполнительными органами. И в этом случае, подобные резолюции могут ложиться, среди прочего, в их обоснование.


Для нас, безусловно, самыми важными являются конкретные практические действия, но не стоит обесценивать и сам факт принятия подобных документов по тем причинам, о которых мы говорим выше – фиксация политической ситуации (как в пословице про перо и топор) и формирование общественного мнения в отношении тех или иных поднятых вопросов и проблем. Потому как в цивилизованном мире общественное мнение имеет значение. Оно определяет политику.


Поэтому в случае с тезисом о "мягкой аннексии Беларуси" самым важным является тот факт, что цивилизованное общество и страны все больше и глубже понимают агрессивный, имперский характер политики Российской Федерации – и с этим приходит понимание того, что данная политика распространяется и на Беларусь. То есть документально зафиксирован факт политического признания ситуации, связанной с постепенным присоединением Беларуси к России. Что суверенитет Беларуси, ее независимость находятся под реальной угрозой и это не ложная тревога национально-ориентированных сил Беларуси, которые бьют по этому поводу в набат. А значит соответствующим образом будет меняться и политика в отношении Беларуси и, я надеюсь, появится внятная стратегия.


Для режима Лукашенко же это четкий сигнал: Запад видит, что он не является гарантом суверенитета Беларуси и самостоятельным правительством, а наоборот – является нелегитимной марионеточной администрацией, сдающей независимость страны в пользу России.


А на международной арене данный тезис станет отличным контраргументом всем политикам, предлагающим "не слишком давить на Лукашенко, чтобы не затолкать Беларусь в Россию еще глубже". Ведь очевидно, что именно он и является проводником "мягкой аннексии" Беларуси, как это называет ПА ОБСЕ.


И дело тут даже не в том, какой именно термин применила ПА ОБСЕ (многие СМИ, например, почему-то писали о "мягкой оккупации"), а в том, что формируется четкое понимание, что Беларусь является жертвой имперской политики России и соответственно режима Лукашенко, который ее обеспечивает.


Вот что важно. Будет ли этой ситуации дана соответствующая правовая оценка – тут я скептик, международное право это не дышло, его нельзя просто повернуть так, как хочется. Но политически – демонстрация ПА ОБСЕ понимания ситуации очень важна для выработки стратегии по Беларуси. И позволит нам, в частности Кабинету, быть более эффективными во взаимодействии с партнерами для противодействия России и режиму Лукашенко и защиты нашей независимости.


Также это важный сигнал для беларусов, готовых к активной борьбе за независимость. Ни у Лукашенко, ни у Кремля уже не получится никому продать тезис о "террористах" или "наемниках", как это было, например, в Казахстане для обоснования вмешательства ОДКБ в те события. Более того, в случае начала активной борьбы за независимость, возникнут четкие правовые основания для соответствующего признания этой борьбы, соответственно и права обращаться за помощью к странам Запада. И у них будет право нам помогать.


16 просмотров
bottom of page