top of page

Лукашенко начал готовиться к выборам


Павел Павлович Латушко: заместитель руководительницы Объединенного Переходного Кабинета Беларуси, руководитель Народного антикризисного управления, посол

После Нового года диктатор решил выделить больше времени на алкоголь — именно такой вывод можно сделать, ознакомившись с новыми поправками в закон о рекламе. Нововведения, подписанные диктатором, увеличивают время на рекламу пива, слабоалкогольных напитков, игральных учреждений и азартных игр. А вот реклама обучения и трудоустройства за рубежом — теперь находится под запретом. Чем же вызван такой интерес диктатора к алкоголю и одновременно с этим отвращение от образования? На кого нацелены поправки и кому они выгодны? Мы ознакомились с поправками Лукашенко, а в конце видео расскажем, к чему приводит «злоупотребление» диктатора алкоголем.

Лукашенко с рюмкой
А. Лукашенко Источник: udf.name

Первые дни января в Беларуси сопряжены с новым «наступлением» поправками по законам. И Лукашенко в этом вопросе явно «перебрал». В этот раз диктатор преодолевает борьбу со знаниями. Чем так не угодило образование за рубежом диктатору — не сложно догадаться. Но теперь попытки ограничить доступ беларусов к знаниям стали тенденцией. Например, недавно «анонсировано» признание Европейского гуманитарного университета «экстремистской организацией», а теперь режим ограничил рекламу получения образования за границей. И эти действия показывают отношение режима к образованию беларусов. Инвестировать в образование для Лукашенко — невыгодно. Не выгодно, чтобы образованные люди разбирались в экономике и праве, социологии и госуправлении, ведь такие люди лучше понимают, насколько провальна политика режима. И именно образованных людей переубедить в этом сложнее всего.

П. Латушко
П. Латушко

Кстати, вспомнилась мне история, когда я был еще учащимся школы, мне поступило приглашение из Сан-Францисского колледжа для того, чтобы поступить на обучение в этот колледж в Соединенные Штаты Америки. И тогда мне удалось передать письмо секретарю центрального комитета компартии Беларуси, которая тогда реально руководила в стране, кажется, это был товарищ Соколов. После этого меня вызвали к заведующему отделом международных отношений центрального комитета компартии. Я помню, передо мной сидел пожилой человек в очках и с таким любопытством, но с негативом спросил: «А зачем вам ехать учиться в Соединенные Штаты Америки? Я думаю, что в нашей стране вы сможете получить достойное образование». И, конечно же, мне отказали в праве поехать учиться в Соединенные Штаты Америки. Ну что ж, история повторяется, теперь повторяется уже в период правления режима Лукашенко.

Режим понимает, что зарубежные страны заинтересованы в высококвалифицированных кадрах из Беларуси — и это следующая проблема, с которой в последнее время столкнулся режим. И именно в эти квалифицированные кадры не нужно инвестировать средства для получения ими опыта и образования. Но режим, как и обычно, решает проблему самым простым и уже привычным путем: запретить, ограничить, закрыть, делая при этом принципиальную ошибку — запреты не повышают привлекательность страны для специалистов, а убивают ее; ограничения не создают мотивацию оставаться в стране, а снижают ее. 

Наступление на сферу знаний произошло и в других направлениях: по данным СМИ, за декабрь-январь в Беларуси закрыли около 10 школ польского языка. Силовики провели обыски, несколько преподавателей и директоров учреждений задержали. Массовое наступление на школы иностранных языков — еще одна тенденция. И возникают очевидные вопросы: Есть ли правовые основания закрывать школы? С какой целью это делается?

Кстати, тут тоже вспоминается история, когда я был послом Беларуси во Франции, мы предлагали — это была инициатива прежде всего французской стороны — открыть французский институт в Минске, который занимается представлением французской культуры в иностранных государствах, вот в Беларуси французского института не было, не существовало представительства этой важной организации. Тогда дошло до того, что две докладные, которые были написаны Лукашенко, получили отрицательный ответ. И Кобяков, Андрей Кобяков, будучи в тот момент главой администрации, собрал целое совещание. На этом совещании присутствовали министр образования, министр культуры, председатель КГБ, заместитель министра иностранных дел, ряд других чиновников, в том числе присутствовал и я. И в ходе обсуждения о целесообразности открытия представительства французского института в Минске один из высокопоставленных  чиновников — это был, мне кажется, господин Барановский, бывший посол Беларуси в Литве — сказал: «Так это что, французы планируют открыть курсы по изучению французского языка для беларусов, а в последующем это означает, что беларусы уедут во Францию?»

На что я парировал на этом совещании автору этого тезиса: «Давайте запретим изучение и английского языка, иначе все уедут в Соединенные Штаты Америки». До какого безумия может дойти режим — мы с вами видим в том числе и сегодня.

Борьба режима с «утечкой мозгов» осуществляется по всем фронтам — и на всех фронтах у самого режима потери. Особое значение в этом занимает пропаганда. Информационная борьба с Польшей, куда переехала значительная часть беларуского айти-сектора, приобрела системный характер. Посмотрите, как выглядит в глазах режимной пропаганды Польша.

Представители режима думают, что пропагандистское наступление на западные страны улучшит положение образования в Беларуси, сделает его более привлекательным. Но это совсем не так. Предостерегая беларусов от получения образования за границей, режим совсем не заботиться о повышении качества образования в Беларуси. И тому есть свои подтверждения: еще несколько лет назад крупнейший беларуский вуз — Белорусский государственный университет — при любом удобном случае не упускал возможности напомнить о нахождении в списке 300 лучших университетов мира. Безусловно, не на на самых высоких позициях, но в нахождении в авторитетном списке QS World University Rankings — и это не оспаривалось. Правда, ситуация кардинально изменилась в 2023 году, когда БГУ опустился в рейтинге сразу на 100 позиций — с 288-го места на 387-ое. Причина этого падения обусловлена среди прочего снижением международного научного сотрудничества — преградой для беларуской системы высшего образования, которую создает сам режим Лукашенко.

Особенно комично в этой ситуации выглядит увеличение рекламы алкоголя. Понятно, что режиму в год перед выборами отчаянно нужны деньги. И представители режима понимают, что любая реклама стимулирует спрос на продукт, а значит, способствует росту дохода компаний, который платят в бюджет страны акцизы. А те самые акцизы с 1 января 2024 года в Беларуси повышены. Акцизы учтены в цене товаров, поэтому ожидается, что вскоре указанные товары подорожают. И для режима это еще один источник пополнения бюджета. Поэтому спрос на них режим решил повышать путем увеличения объема рекламы.

Лукашенко на встрече с ОМОН
Лукашенко на встрече с ОМОН. Источник: udf.name

Справедливости ради: любое государство пополняет бюджет за счет акцизов. Но есть нюанс. Далеко не любое государство раздувает силовой аппарат, выделяя на него огромные бюджеты, цель которых только одна — обеспечить сохранение власти нелегитимным диктатором; не каждое государство нуждается в оплате работы лоббистов отказа от санкций — потому что, как минимум, далеко не в отношении каждого государства вводятся санкции; далеко не любое государство выделяет огромные средства на работу репрессивной машины.

Деньги, которыми пополнится бюджет Беларуси, пойдут не на помощь нуждающимся, малообеспеченным семьям — режим они не волнуют. Этому есть масса примеров. Например, столь спокойное прощание с прекратившимся финансированием Белорусского Красного Креста зарубежными донорами — этому подтверждение. Беларуское отделение крупнейшей международной гуманитарной организации лишилось финансирования из-за отказа генсека Шевцова покинуть свой пост из-за грубого нарушения принципов движения. Только один представитель режима — господин Шевцов — стоил беларусам нескольких миллионов долларов зарубежной помощи на гуманитарные нужды. И это в то время, когда тот же режим закрывает организации гражданского общества, в том числе благотворительные и гуманитарные. А сколько стоят беларусам силовики, которые продолжают устраивать в стране беспредел, террор, мучать и ломать судьбы сотням тысяч беларусов? Сколько стоит обслуживание режима и репрессивного аппарата? Сколько стоит нам сам Лукашенко? Ответ однозначный: Лукашенко обходится беларусам слишком дорого. 

Как же в этой ситуации объяснить беларусам, что все эти затраты идут на «благие» намерения? Правильно: увеличить еще одну статью расходов государственного бюджета — расходы на пропаганду. И на антипольские нарративы на ТВ, на пиар-кампанию по размещению ядерного оружия в стране, на реставрацию имиджа диктатора, нам, уважаемые беларусы, тоже придется «скинуться». Ведь Азаренка, кричащего матами — это еще мягко говоря — с экранов государственного телевидения, тоже нужно кормить. Пропаганда — инструмент, который используется режимом для того, чтобы люди не замечали четкие и однозначные вещи, которые происходят в стране. Именно пропаганда готова обосновывать и убийство мирных протестующих в 2020 году, и закрытие школ, и признание университетов экстремистами, и военные преступления Лукашенко. Но режим должен помнить: оправдания пропаганды никак не исключают ответственность самого Лукашенко за его действия и его сообщников.

Беларуские демократические силы режимная пропаганда часто обвиняет в том, что они занимаются деструктивной деятельностью. Это старый пропагандистский прием — обвинить оппонента в том, в чем ты сам по уши замешан, нанести «упреждающий удар». 

І ў той час, калі ў Беларусі зачыняюцца беларускамоўныя выдавецтвы, у той час калі прыцясняецца беларуская мова і культура, у той час, калі з браслаўскага Музея традыцыйнай культуры пасля хапуна звольнілі 7 чалавек, у Варшаве працягвае актыўную дзейнасць Музей Вольнай Беларусі — праект каманды Народнага анткыкрызіснага ўпраўлення. За 2023 год ў музеі праведзена больш за 150 культурна-адукацыйных мерапрыемстваў, удзельнікамі якіх сталі больш за 8,5 тысяч чалавек. У той час, як у Беларусі зачыняюцца прыватныя школы і забараняецца рэклама замежнай адукацыі, за мяжой актыўна дзейнічае праграма «Кадравы рэзерв Новай Беларусі», якая дазваляе падрыхтаваць адукаваных і дасведчаных прафесіяналаў для працы ў Новай Беларусі. У той самы час, калі рэжым прызнае «экстрымісцкай» установу вышэйшай адукацыі, дэмакратычнымі сіламі Беларусі распрацоўваецца праект Беларускага Нацыянальнага ўніверсітэта ў Варшаве.
 

И в то время, когда в Беларуси закрываются беларускоязычные издательства, в то время когда притесняется беларуский язык и культура, в то время, когда из браславского Музея традиционной культуры после хапуна уволили 7 человек, в Варшаве продолжает активную деятельность Музей Вольной Беларуси — проект команды Народного антикризисного управления. За 2023 год в музее проведено более 150 культурно-образовательных мероприятий, участниками которых стали более 8,5 тысяч человек. В то время, когда в Беларуси закрываются частные школы и запрещается реклама иностранного образования, за рубежом активно действует программа «Кадровый резерв для Новой Беларуси», позволяющая подготовить образованных и опытных профессионалов для работы в Новой Беларуси. В то же время, когда режим признает «экстремистским» учреждение высшего образования, демократическими силами Беларуси разрабатывается проект Беларуского национального университета в Варшаве.

 

Так кто экстремист? Кто проводит деструктивную деятельность?

И в то время, как Лукашенко расширяет рекламу алкоголя, повышает акцизы для пополнения своего бюджета, мы хотим, чтобы наши дети получили хорошее образование, мы хотим, чтобы беларусы были хорошими специалистами, а беларуские вузы ценились во всем мире. Миллионы беларусов хотят, чтобы в страну вернулся закон, а политические заключенные — тысячи невинных людей, выступивших против насилия и несправедливости в Беларуси — были выпущены. И эта наша позитивная повестка. А что же предлагает беларусам режим?


385 просмотров
bottom of page