top of page

Социальное государство как главный миф режима Лукашенко


Павел Павлович Латушко: заместитель руководительницы Объединенного Переходного Кабинета Беларуси, руководитель Народного антикризисного управления, посол

Джакузи и сауны для диктатора вместо помощи нуждающимся. Именно такая характеристика напрашивается при оценке существующих подходов режима к социальной политике. Режимная пропаганда не прекращает спекулировать на тезисе о том, что Беларусь — социально ориентированное государство, однако уже много лет это определение является лишь очередной пропагандистской уловкой. Сегодня мы расскажем, как Беларусь отходит от социальной ориентированности и кто получает выгоду от этого.

Расходы на социальные нужды беларуское государство финансирует из бюджета, проект которого принимается на каждый год. Функции по его распределению сегодня принадлежат режиму диктатора, который незаконно удерживает власть в стране — и политика распределения бюджета, который формируется в первую очередь из наших налогов — налогов беларусов, наиболее красноречиво показывает реальные приоритеты Лукашенко — это первый тезис, о котором мы сегодня расскажем.

Продемонстрируем структуру бюджета наглядно. Частью социальных расходов Беларуси являются расходы на здравоохранение, образование, социальную политику — совокупно на эти нужды в 2024 году предусмотрено чуть более 7 млрд рублей. Именно из этих средств осуществляется финансирование расходов, среди прочего, на помощь незащищенным слоям населения. Сравним эту цифру с некоторыми расходами, не имеющими прямого отношения к социальной сфере. Например, на общегосударственную деятельность, национальную оборону, судебно-силовую систему совокупно выделено более 30 млрд рублей. То есть более чем в четыре раза больше, чем на здравоохранение, образование и социальную политику.

Почему же существует такой дисбаланс? Неужели беларусы на самом деле живут настолько хорошо, что главные проблемы, которые остается решать, строятся вокруг функционирования государственной системы и силового аппарата? Это вопрос риторический, ведь ответ на него очевиден: цели Лукашенко не лежат в области улучшения благосостояния беларуского народа, а направлены лишь на сохранение собственной власти, которую он незаконно удерживает, в том числе силовым путем — и именно на эти цели выделяется основная часть госбюджета.

И в этом кроется основная причина того, что те беларусы, которые ввиду сложной жизненной ситуации нуждаются в господдержке, эту помощь получают в меньшем объеме. Приведем в пример хотя бы размер пенсий детям с инвалидностью 4-ой — самой тяжелой — степени утраты здоровья. На февраль-апрель 2024 года такие выплаты составляют чуть более 440 беларуских рублей (или около 125 евро в эквиваленте). Сравним с зарплатой милиционера Минского отдела Департамента охраны МВД РБ. Минимальные выплаты кандидату на такую вакансию начинаются от 2 000 рублей. То есть только минимальная зарплата милиционера в Беларуси эквивалентна четырем с половиной пенсиям для детей с самой тяжелой группой инвалидности. При том, что сотрудники МВД имеют ряд льгот и преференций. При том, что силовой аппарат в Беларуси раздут. Так мы действительно можем говорить о социально ориентированном государстве?

Вместе с тем режим продолжает загонять недофинансированную социальную сферу в глубокую яму. Проявление этому можно найти и в массовой ликвидации организаций негосударственного сектора после 2020 года — это второй тезис, на который мы сегодня обратим внимание. По-настоящему беспрецедентная зачистка негосударственного сектора после 2020 года затронула тысячи организаций, среди которых — благотворительные и гуманитарные. Многие из них занимались помощью наиболее уязвимым слоям населения, в том числе людям с инвалидностью и тяжелыми заболеваниями, малоимущим гражданам, лицам без определенного места жительства и другим нуждающимся в помощи. Зачистив сектор, режим лишил поддержки тысяч граждан, которые входят в категорию незащищенных слоев населения. 

Масштаб ущерба, причиненного режимом Лукашенко уязвимым слоям населения, сложно переоценить. Только одна из крупнейших ликвидированных организаций — благотворительная платформа «Имена» — за пять лет работы собрала на благотворительные цели около 3 миллионов долларов, получила более 200 тысяч платежей от людей со всего мира. За эти средства платформа профинансировала около 40 проектов, которые реализовывали 30 НКО Беларуси. Помощь получили не менее 50 тысяч человек. Еще раз. Не менее 50 тысяч человек, которым эта помощь была необходима.

Что же режим предложил обществу взамен ликвидированных гуманитарных организаций? По сути — ничего, но зато благотворительную сферу режим решил взять под свой контроль, а средства на гуманитарные нужды аккумулировать в едином фонде. В 2022 году Минюст зарегистрировал так называемый Фонд первого президента Республики Беларусь, который получил и одноименное название — «Фонд Первого». Осенью прошлого года объединение бывших беларуских силовиков BELPOL провело расследование его деятельности. И особый интерес привлек его адрес — г. Минск, ул. Красноармейская, 15 — ведь именно там находится резиденция Лукашенко со спа-центром, бассейном, конференц-залом, рабочим кабинетом и спальней. Не для нужд ли Лукашенко был создан этот фонд? И важно отметить, что резиденция, на адрес которой зарегистрирован фонд — лишь одна из как минимум 18 резиденций Лукашенко в Беларуси и за рубежом. И это только те, которые известны общественности. Возникает логичный вопрос: а может ли один человек спать одновременно на 18 кроватях? Зачем ему столько резиденций? Он в очередной раз может сказать, что это не его, а государства. Но беларуский народ в 2020 году четко объяснил, что не хочет это финансировать. Ведь каждую резиденцию Лукашенко, даже если он там не ночует, нужно охранять, содержать, убирать, благоустраивать территорию. Вы представляете, какие колоссальные деньги идут просто так на ветер, вникуда, лишь бы для того, чтобы Лукашенко имел (скоро, наверное, уже в каждом районе) свою резиденцию для отдыха. Это огромная нагрузка на бюджет, а значит — на нас, на беларусов, на беларуских налогоплательщиков, ведь Лукашенко не оплачивает это из своего кармана — он же «бедный», «самый бедный» гражданин страны, как он утверждает. Это платят беларусы. Пускай задумаются именно те, кто еще до сих пор думает о том, что стоит поддерживать такого человека. Пускай подумают: а стоит ли и сколько стоит это вам?

Пенсионная ловушка Лукашенко. Еще один критерий социальной ответственности государства — размер пенсий. Мы, наши родители, наши бабушки и дедушки, отработав трудовой стаж и пополняя налогами бюджет страны, имеем право претендовать на выплаты со стороны государства. Важно понимать, что трудовые пенсии — это не какая-то подачка Лукашенко, это не его заслуга, как он нам постоянно пытается рассказать, а законное вознаграждение, которое выплачивает большинство стран мира своим гражданам, достигшим пенсионного возраста.

Беларусы, которые путешествуют по Европе, часто могут заметить, что многие европейские туристы в Париже, Риме, Праге, Лондоне и других городах — как раз пенсионного возраста. У них хватает средств для того, чтобы путешествовать по миру. Но беларуские пенсионеры путешествуют значительно реже. Вернее, если вообще путешествуют. И одна из причин — то, какие пенсии получают беларуские пенсионеры. Пенсионная система Беларуси — распределительная, ее суть состоит в том, что экономически активное население государства уплачивает страховые взносы, из которых в последующем выплачиваются пенсии. Средняя пенсия по возрасту в Беларуси в 2023 году составила чуть более 700 рублей или около 200 евро.



Рассмотрим ситуацию у соседей. Литва и Латвия — как и Беларусь, страны бывшего Советского Союза. Распад Советского Союза поставил страны в схожее экономическое положение. Но что же с пенсиями в этих странах? Средняя пенсия в Литве составляет 575 евро или около 2 тысяч беларуских рублей. Средняя пенсия в Латвии — 527 евро, или почти 1900 беларуских рублей. Средняя пенсия в Польше около 670 евро, или почти 2 400 беларуских рублей. И здесь речь идет не о максимальных пенсиях, а об усредненной сумме. И теперь барабанная дробь: 700 рублей в Беларуси, 2 тысячи в Литве, 1 900 в Латвии и 2 400 в Польше. Вы тоже ощущаете, что эти цифры демонстрируют стоимость режима Лукашенко для беларусов? А сейчас, когда трудоспособное население покидает Беларусь и средний возраст в стране растет (и он самый высокий из всех стран-государств участников так называемого СНГ — уже приблизился к 42 годам), мы представляем с вами, что ждет страну в том числе с точки зрения выплаты пенсий? Из каких средств они будут выплачиваться, если Лукашенко удержится еще у власти?

Справедливости ради можно отметить, что и в Польше, и в Литве, и в Латвии выше расходы на коммунальные и сопутствующие услуги — об этом постоянно говорит пропаганда, но даже с учетом этого ситуация у стран-соседок выглядит намного лучше, чем в Беларуси. В чем же причина таких расхождений? А может быть в том, что руководство этих стран не выкачивает деньги из бюджета для постройки резиденций? Может быть в том, что государственная политика там строится для улучшения благосостояния людей и там власть подконтрольна людям — она не может так воровать, как ворует режим Лукашенко в Беларуси. Лукашенко использует власть для перманентного создания угроз в регионе — может быть в этом причина? Потому что ему нужны деньги на так называемую оборону, а в реальности — на силовой аппарат.

Лукашенко — лжец, которого еще не встречала история Беларуси. И его пропаганда нацелена на то, чтобы убедить людей, что они хорошо живут — но не сделать их жизнь лучше. Однако как бы не старался Лукашенко объективные факторы показывают реальное положение дел. И то, о чем мы сегодня говорим — лишь часть выстроенного режимом мифа о социальном государстве. Об остальных аспектах этого искусственного мифа мы еще обязательно будем рассказывать.

Пропаганда режима Лукашенко не прекращает использовать тезис о том, что в приоритете режима — социальная политика. Но социальная политика режима касается только одного человека. И Лукашенко — самый дорогой «получатель» социальной помощи, который существует в Беларуси. Государственный бюджет направлен на сохранение его собственной власти. Прекратить это возможно только тогда, когда режим в Беларуси будет упразднен. 

 

21 просмотр
bottom of page