Беларусь феодальная: Закрепить зоны, закрепить людей
- Admin of the NAM
- 7 нояб.
- 3 мин. чтения

20 октября Лукашенко подписал указ «О закреплении сырьевых зон»
Согласно документу, облисполкомы теперь должны определить, какие сельхозпредприятия будут обслуживать мясо- и молокоперерабатывающие заводы. Проще говоря — каждому переработчику назначат своих поставщиков.
Официальное объяснение звучит благородно: «для обеспечения эффективной работы предприятий и увеличения загрузки мощностей». Но в реальности это не про эффективность. Это — про контроль. Про ту самую ручную экономику, где все держится не на рынке, а на приказах.
Подобные схемы существовали в СССР, когда колхозы закрепляли за заводами и молокоприемными пунктами. Тогда крестьянин не имел выбора, кому сдавать молоко или мясо — все шло по плану сверху. Сегодня Лукашенко фактически возвращает ту же систему, только под видом современного управления.
Вместо конкуренции и рыночных стимулов, что и является истинным двигателем развития — административное закрепление. Вместо развития — консервация отсталости. Вместо реальной поддержки сельхозпроизводителей — очередная попытка закрутить гайки и подчинить всю отрасль вертикали власти.
Этот указ является административной, нерыночной мерой, которая только кратковременно может повысить загрузку мощностей, но не будет эффективна в долгосрочной перспективе для повышения конкурентоспособности и развития отрасли. Это мера не будет эффективна даже для элементарного выживания сельхозпредприятий.
Сельхозпредприятия больше не смогут выбирать, кому продавать сырье. Цены на закупку будет диктовать переработчик, у которого нет конкурентов. Это путь к падению доходов. Когда результат не зависит от старания, мотивация исчезает. Зачем повышать качество, если сдать товар можно только в одно место и по фиксированной цене?
Решения о том, кто и с кем будет «закреплен», принимают местные чиновники. А это идеальная среда для договоренностей, откатов и кулуарных схем. Указ дает облисполкомам (местной вертикали власти) мощный рычаг управления. Это соответствует общей модели режимной экономики, выстроенной в Беларуси, где решения принимаются не рынком, а административным центром.
Лукашенко любит говорить о «поддержке отечественного производителя», но вместо инвестиций в технологии и инфраструктуру государство снова делает ставку на указ и принуждение.
Если следовать логике этого указа, следующий шаг очевиден: закрепить уже людей за этими «сырьевыми зонами». Чтобы доярка не смела уйти без разрешения, а тракторист не мечтал не только о Польше, но и об областном или районном центре. Тем более Лукашенко ранее уже угрожал на этот счет: «Ни один механизатор, доярка и так далее в сельхозпредприятии (колхозе, совхозе) не может шагу ступить влево-вправо без решения руководителя».
Это, конечно, сарказм — но в Беларуси под властью диктатора сарказм слишком часто становится реальностью. Сегодня — закрепляют предприятия, завтра — закрепят работников, а послезавтра — объявят, что каждый беларус должен трудиться там, где прикажут.
Беларусь превращается в экономическую версию феодального государства, где сельхозпредприятия не свободны выбирать, кому и что продавать.
И все же, почему сейчас появился такой указ? На самом деле, этот указ — часть большой экономической паники режима Лукашенко. Промышленность падает, экспорт сокращается, дефицит внешней торговли растет, а бюджету катастрофически не хватает денег. Загрузка мясо- и молокозаводов снизилась, запасы на складах растут, а прибыль предприятий падает. Вместо того чтобы решать коренные проблемы — модернизацию, логистику, маркетинг — Лукашенко выбирает старый путь: приказом заставить.
Но экономика не подчиняется приказам. Она подчиняется интересу и выгоде. И жизнь неоднократно это подтверждала.
В 2016 году аналогичная идея «закрепления поставщиков» за переработчиками уже обсуждалась и внедрялась в качестве временных мер и рекомендаций облисполкомам — тогда это привело к тому, что хозяйства начали сдавать сырье низкого качества, лишь бы выполнить план.
В 2022-м, после принудительного перераспределения поставок зерна, а непосредственные решения о перераспределении зерна и других культур принимались на уровне областных исполнительных комитетов и Министерства сельского хозяйства и продовольствия, действующих на основании постановления Совмина от 03.11.2022 г. № 754 «Об установлении сырьевых зон» — часть хозяйств оказалась в убытке — логистика и транспортные расходы выросли, а цены остались низкими.
Сегодня в России похожие схемы в мясной и молочной отрасли уже признаны неэффективными — рынок быстро деградировал, а производители стали заложниками монополий.
Диктаторский указ «О закреплении сырьевых зон» — это не экономическая реформа. Это симптом страха. Страха потерять контроль, когда старая система трещит по швам, когда люди бегут из деревень, а бюджеты пустеют.
Лукашенко не способен построить экономику, где стимулы создают рост, поэтому он снова берет в руки кнут.Но кнут не заставит корову давать больше молока.
Лукашенко хочет принудить всю Беларусь жить по принципу: «Если система не работает — усилим контроль».
Но чем сильнее Лукашенко закручивает гайки, тем быстрее ломается механизм. И указ о «О закреплении сырьевых зон» — еще одно доказательство, что его экономика держится не на развитии, а на страхе и подчинении.






