top of page

Павел Латушко направил обращение в Комиссию финансового надзора Польши с просьбой дать разъяснения в связи с ситуациями блокировки польскими банками мобильных приложений беларусам

Источник фото: inwestycje.pl
Источник фото: inwestycje.pl

В связи с недавно возникшей ситуацией блокировки банками Польши мобильных приложений гражданам Беларуси, находящимся на территории Польши, без действующих видов на жительство, заместитель руководительницы Объединенного Переходного Кабинета, руководитель НАУ Павел Латушко 19 ноября 2025 г. проинформировал о данной ситуации Комиссию Финансового Надзора Польши (далее KNF), направив обращение с просьбой дать разъяснения об обоснованности данных действий со стороны польских банковских учреждений. 

Одновременно Павел Латушко 4 декабря направил обращение с просьбой о встрече с руководством PKO Bank Polski для обсуждения возникшей ситуации.

Павел Латушко в своих обращениях пояснил, что тысячи граждан Беларуси легально пребывают на территории Польши и находятся в ожидании дальнейшей легализации на основании вида на жительство. Легальность их пребывания вытекает из статьи 108 закона об иностранцах: «Пребывание иностранца на территории Республики Польша считается легальным со дня подачи заявления до дня, когда решение по делу о предоставлении разрешения на временное пребывание станет окончательным».

Также в обращении подчеркивается, что ссылка банковских учреждений Польши в качестве основания для отказа в обслуживании банковских счетов граждан Беларуси, не имеющих действующий вид на жительство, на основании санкций ЕС, является необоснованным и чрезмерным соблюдением банковских требований (overcompliance) и не может служить основанием для мер по блокировке банковских мобильных приложений (счетов) для граждан Беларуси, легально пребывающих на территории Польши.

Одновременно Павел Латушко направил обращения финансовому омбудсмену Польши, а также в Европейскую службу внешних действий и Генеральный директорат по финансовой стабильности, финансовым услугам и рынкам капитала (FISMA) Еврокомиссии.

Следует отметить, что ранее KNF в своих ответах подчеркивала, что граждане Беларуси могут быть отнесены к группе клиентов с повышенным риском, однако отказ от установления деловых отношений или решение об их прекращении не могут быть оправданы исключительно отнесением клиента к группе высокого риска. Поэтому, прежде чем принимать соответствующие решения, банки должны убедиться, что они рассмотрели все возможные меры по снижению риска. Каждое решение об отказе в установлении или прекращении деловых отношений должно быть обосновано и документально подтверждено. Невозможно автоматически считать всех клиентов из одной группы одинаково высокорискованными для обслуживания без индивидуальной оценки. Такой подход может быть признан KNF необоснованным.

В связи с тем, что в некоторых банковских учреждениях Польши имеют место случаи отказа в открытии либо продлении счета на основании временного удостоверения личности иностранца (далее TZTC), Павел Латушко вновь направил запрос в KNF. 

Ранее, в ответ на обращение Павла Латушко, KNF представлял письменное разъяснение о том, что TZTC является документом, удостоверяющим личность, на основании которого можно открыть счет в банке (письмо KNF от 17 июня 2025 года). После этого гражданам Беларуси, подавшим документы на международную защиту, начали открывать счета на основании TZTC.

Следует отметить, что ранее беларусы и беларуски, проживающие в Польше, уже сталкивались с проблемами открытия и блокировки счетов. Эти проблемы возникали в связи с overcompliance со стороны банков в отношении граждан из тех стран, к которым применялись ограничительные меры ЕС или Польши.

В частности, с ограничениями на пользование банковскими мобильными приложениями и счетами столкнулись граждане Беларуси, являющиеся клиентами банка Santander весной-летом 2024 года.

Тогда банк Santander требовал от клиентов наличия вида на жительство в любой стране ЕС сроком действия не менее 12 месяцев. При отсутствии вида на жительство банк блокировал мобильное приложение и онлайн-банкинг.

Из письма KNF, полученного в ответ на запрос Павла Латушко, следовало, что действия банка не являлись требованием польских властей или европейскими санкциями.

Решения о дополнительных требованиях банка к клиентам принимались самим банком. Как пояснила KNF, такие решения зависят от множества факторов, основанных на принципах управления рисками.

Также KNF тогда порекомендовала клиентам банка получить консультацию у финансового омбудсмена или региональных уполномоченных по защите прав потребителей. В итоге проблема с блокировкой банковских приложений и счетов в данном банке разрешилась.


Комментарии


bottom of page