Пассажир рейса Ryanair
- Admin of the NAM

- 52 минуты назад
- 2 мин. чтения

Юридическая квалификация:
Статья 2 (Эпизод 1) анализа: Нарушение Чикагской конвенции 1944 г.
Нарушение Монреальской конвенции 1971 г. (Акт незаконного вмешательства).
Статья 7(1)(e): Произвольное лишение свободы (в отношении всех пассажиров).
Л.М., 35 лет, гражданин Литвы, работал менеджером по продажам. 23 мая 2021 года он летел обычным рейсом FR4978 авиакомпании Ryanair из Афин в Вильнюс. Это был конец отпуска: неделя на Крите, солнце, море. В самолете он читал книгу и дремал.
Когда самолет уже начал снижение, приближаясь к Вильнюсу, капитан вдруг объявил по громкой связи: «Внимание, дамы и господа. В связи с угрозой безопасности на борту, мы вынуждены совершить экстренную посадку в ближайшем аэропорту. Это Минск».
Л.М. посмотрел в иллюминатор. Вильнюс был совсем рядом. «Минск? — подумал он. — Зачем Минск? Это нелогично». В салоне началось легкое волнение.
«Но самый сюрреалистичный момент, — рассказывал Л.М. позже в интервью, — был, когда я снова посмотрел в окно. Рядом с нашим крылом, очень близко, шел военный истребитель. Серый, с красными звездами. МиГ-29. Он эскортировал нас. Я понял, что это не просто "угроза безопасности". Это что-то другое. Это захват».
Паника охватила одного из пассажиров. Молодой человек, сидевший в нескольких рядах впереди, схватился за голову. Он что-то говорил девушке рядом с ним, лихорадочно передавал ей свой ноутбук. Это был Роман Протасевич.
Когда самолет приземлился в Минске, его тут же окружили пожарные машины и спецназ. В салон вошли белорусские силовики. «Они не искали бомбу, — вспоминал Л.М. — Они точно знали, за кем пришли. Они подошли прямо к Роману и крикнули: "Выйти! Вещи с собой!". Потом они забрали и его девушку, Софью».
Всех остальных пассажиров — более 120 человек из разных стран — выгнали из самолета в здание терминала и согнали в транзитную зону. Их держали там как заложников.
«Это был театр абсурда, — говорил Л.М. — Сотрудники аэропорта с каменными лицами повторяли: "Идет проверка безопасности. Ждите". Нам не давали воды. В туалет водили под конвоем. Мы были гражданами ЕС, на борту европейского перевозчика, летевшего между двумя столицами ЕС, но мы были в полной власти белорусских силовиков. Это было ощущение полного беззакония».
Их вещи снова и снова просвечивали. Собаки обнюхивали багаж. Но было очевидно, что это инсценировка. Истинная цель операции уже была достигнута — Протасевич был в руках КГБ.
Через 8 часов унизительного ожидания, без каких-либо объяснений, пассажирам приказали вернуться в самолет. «Когда мы садились, — вспоминал Л.М., — мы увидели, что Романа и Софьи нет. Их вещи просто выгрузили на взлетную полосу. В салоне стояла гробовая тишина. Все всё понимали».
Самолет взлетел и через 25 минут приземлился в Вильнюсе. Когда шасси коснулись литовской земли, в салоне раздались аплодисменты. Люди плакали от облегчения.
«Я летел из отпуска, а попал в голливудский триллер о холодной войне, — говорил Л.М. журналистам в аэропорту Вильнюса. — Они захватили гражданский самолет, полный людей, с помощью истребителя. Они подвергли опасности 120 жизней. Все это — чтобы схватить одного человека, который им не нравился. Это не просто нарушение. Это акт государственного терроризма. Сегодня они захватили самолет. Что будет завтра?»










Комментарии